ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: РИА ФедералПресс/Татьяна Буторина

Папченкова: новая версия закона о платформенной занятости компромиссная

В России еще в 2021 году начали поднимать вопрос о регулировании «платформенных» работников, в том числе самозанятых таксистов и курьеров. Недавно власти вернулись к вопросу. Как сообщили «Ведомости». рабочая группа по подготовке законопроекта, в которой участвуют эксперты, представители бизнеса и Минтруда, подготовила его новую версию.

Согласно законопроекту, отношения между платформой и занятыми не признаются трудовыми и будут регулироваться Гражданским кодексом (ГК). В частности, такой формат предполагает заключение гражданско-правового договора, где будет оговариваться использование цифровой платформы.  Регулирование распространится только на информсистемы, включенные в реестр цифровых платформ, при этом вступление в него предлагают сделать добровольным. Предполагается, что реестр платформ занятости будет вести ФНС. Для включения в этот список площадка должна осуществлять информационный обмен с налоговыми органами. 

В новый законопроект включено 10 статей, которые регулируют права и обязанности занятых и самих интернет-площадок. Документ предполагает, что цифровая платформа обязана устанавливать стандарты качества оказания услуг, контролировать наличие лицензий занятого, информировать его об условиях взаимодействия с ним. Кроме того, площадка будет выступать налоговым агентом, т. е. исчислять и уплачивать за самозанятого налоги. 

Для редакции Publico новый закон прокомментировала заместитель генерального директора ЦСР Екатерина Папченкова: 

«Текущая версия – это компромисс. С одной стороны, проект устанавливает, что платформенная занятость – это гражданские, а не трудовые отношения.

С другой – вводятся дополнительные требования для платформ, ограничивающие свободу договора, присущую гражданско-правовым отношениям. Только при соблюдении таких требований платформа будет получать защиту от переквалификации отношений с занятыми в трудовые.

Ключевая задача проекта – обеспечить гибкость работы платформенных занятых, ограничив возможности подмены трудовых отношений. В этом и обеспечивается баланс – свобода и гибкость работы взамен меньшей социальной защиты. В основу требований к платформе легла накопленная правоприменительная практика по частым способам обхода трудового законодательства платформами и другими компаниями. В случае принятия заложенного в проекте подхода отсечется большое количество недобросовестных платформ, которые по факту являются работодателями.

Пока трудно оценить, насколько частно-добровольный подход в социальном обеспечении занятиях сработает, возможно, его стоит ввести в формате эксперимента с последующей оценкой результативности. Кроме того, в законопроект можно было бы добавить регулирование отношений с занятыми, работающими с платформами не напрямую, а через компании-посредники. Процент таких занятых достаточно высок, особенно в сфере такси».


Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров