Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Марина Тимашева: страшные вопли об убийстве театра Гоголя, о его закрытии довольно комичны

Фото: РИА ФедералПресс/Елена Мицих

Ситуация с назначением на должность художественного руководителя театра имени Н.В. Гоголя (он же «Гоголь-центр») режиссера Антона Яковлева весьма странная, такое мнение высказала в беседе с PublicO театровед, выпускающий редактор журнала «Вопросы театра», руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа Марина Тимашева. По ее словам, Яковлева фактически подставляют под удар. Напомним, на этой недели Департамент культуры Москвы объявил о смене руководства в театре. Бывшее руководство в свою очередь заявило о фактическом закрытии проекта.

Притом, в отстранении сторонников и продолжателей дела Кирилла Серебренникова Тимашева не видит ничего странного: «Да, имеют право, раз заключён срочный договор, его могут продлевать или не продлевать. В этом контексте страшные вопли об убийстве театра, о закрытии его довольно комичны. Не только потому, что речь не идёт о закрытии театров, но и потому, что голосят те люди, которые являются убеждёнными сторонниками западной модели. А по западной модели, с любым человеком, будь он величайший режиссёр современности, заключается контракт на несколько лет. Человек об этом знает и точно так же он знает, что по прошествии этих нескольких лет он оставаться на этой должности не будет. Это лицемерная позиция: с одной стороны, я вроде бы поклонник европейских ценностей, но как только кто-то непосредственно следует им, поднимается жуткий гвалт: оставьте нам нашего руководителя на веки вечные. Департамент культуры в своем праве».

Однако нашлись у театроведа вопросы и к Департаменту культуры Москвы: «Логику отстранений, логику окончания контрактов я ещё помогу понять, но логику назначений я не могу понять никак. И касается это, безусловно, не только Гоголь-центра, не только Школы современной пьесы, не только театра Современник, но и вообще всего, что происходило и происходит в течение уже многих лет в Москве. Сначала Театр на Таганке, а затем и Содружество актёров Таганки — оба театра отдаются в руки Ирине Апексимовой. Если кто-то мне объяснит, за какие заслуги, я буду счастлива. В последнее время идет и волна бесконечных слияний одних театров с другими по географическому или территориальному признаку».

«Почему тот же самый начальник Департамента культуры, который совсем недавно назначил Виктора Рыжакова на должность художественного руководителя театра Современник, теперь снимает его с этой должности и соглашается на то, что театром будет руководить художественный совет? Или театр Школа современной пьесы, который создан Иосифом Райхельгаузом: это его репертуарные идеи, его художественные идеи. Теперь Райхельгауза просто уволили, хотя у него был бессрочный контракт. Таким образом убирают не просто художественного руководителя, а создателя и основателя этого театра! Тогда на это место, наверное, должны были бы подыскать человека, который всё время работает в современной пьесе, а подыскали Дмитрий Астрахана. Я не имею ничего против Дмитрия Астрахана, тем более Антона Яковлева, но это все выглядит как чиновничий произвол», — поделилась Тимашева.

Дебаты
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Константин Симонов
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Константин Симонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин