Платформа дебатов и общественных дискуссий

Дебаты: Как помочь малому бизнесу в России?

Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист
Для поддержки малого бизнеса необходимы комплексные меры, а не просто предоставление льгот или создание специальных организаций.
читать полностью
Владимир Климанов
Экономист

Роль малого бизнеса в нашей стране занижена. Она могла бы быть выше, что отмечают и эксперты, и политики, на это ориентирован и один из национальных проектов. Есть традиционные формы поддержки в виде включения мероприятий в государственных программах, в некоторых регионах создаются специальные структурные подразделения по работе с малым бизнесом, но действительного эффекта для развития пока еще нет. Пока сформирован лишь потенциал наращивания этого эффекта, но нужно честно признать, что значительная часть усилий все еще не дает ожидаемых результатов.

Несколько лет назад появилось явление самозанятых, и мы до конца еще не понимаем, как будут сочетаться формы самозанятости населения и малого бизнеса. Ведется целенаправленная работа по вовлечению компаний малого бизнеса в систему государственных закупок, что правильно. Ту квоту, которая закрепляется органами государственной власти и компаниями с госучастием при осуществлении закупок в сфере малого бизнеса или социально-ориентированных некоммерческих организаций, необходимо пересмотреть, но, к сожалению, в условиях несовершенства законодательства о закупках и сложившихся процедур, это тоже вряд ли даст должный эффект.

Мы понимаем, что тот малый бизнес, который будет участвовать в закупках госструктур, либо должен быть де факто аффилирован с какими-то крупными структурами, либо быть узкоспециализированным, что ограничивает возможности осуществления конкурентных закупок. В этой связи адекватный рецепт, что же делать, найти сложно.

Отчасти копирование практики вовлечения малого бизнеса в государственные закупки идет из Японии или Южной Кореи. Там компании включают в себя головное предприятие, сочетающееся с многочисленными поставщиками отдельных компонентов, отдельных продуктов для итогового товара. Но в наших условиях структурирование вертикально-интегрированных компаний происходит по-другому. Тем более, при доминировании государственного участия это структурирование будет иметь целый ряд законодательных ограничений, поэтому добиться результатов таким путем будет очень сложно.

Гораздо продуктивнее было бы формирование более честной институциональной среды, которая способствовала бы конкуренции именно на локальных рынках, поскольку сферой деятельности малого бизнеса, как правило, является не страна, а потребители, сосредоточенные в пределах одного региона, одного населенного пункта. И для этого нужно развивать формы не только экономической, но и политической конкуренции.

Добиться должного результата можно лишь при комплексном решении вопроса, а не просто предоставлением льгот или созданием специальных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса.

Игорь Костиков
Игорь Костиков
Финансист
Существующие федеральные законы написано жестко, необходимо пересмотреть их.
читать полностью
Игорь Костиков
Финансист

Обещанный Минэкономразвития пересмотр законодательства, конечно, необходим, потому что существующие Федеральный закон 44 и Федеральный закон 223 написаны очень жестко.

ФЗ-44 для малого бизнеса фактически недоступен. На сегодняшний день, тот малый бизнес, который специализируется на 44 Федеральном законе, просто продает свое участие в нем. То же самое касается и 223 Федерального закона. Малому и среднему бизнесу очень сложно попасть в государственные закупки.

Условиями законодательства является а) наличие опыта участия в тендерах по этим законам; б) сумма сделок. Таким образом, фактически победителем подобного тендера будет тот, кто уже имеет подобный опыт и большую сумму выполненных заказов. Это сразу отсекает значительную часть малого и среднего бизнеса. То есть новый малый бизнес просто не может участвовать в закупках.

Поэтому пересмотр законодательства нужен.  И я бы добавил в эти поправки еще и некоммерческий бизнес, который тоже мог бы участвовать в подобном. Ведь это тоже малый бизнес, который из сферы государственных закупок получается просто вычеркнут.

Сегодня трудно оценить, в каком состоянии находится малый бизнес. Меры со стороны государства были приняты, но, к сожалению, второе предусмотренное кредитование дошло не до всех компаний, потому что его особенно не продвигали. Есть ли от предпринятых усилий по поддержке малого бизнеса какой-либо эффект или нет, мы сможем сказать только к концу этого года.

Как помочь малому бизнесу в России?
82%
18%
Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист
Для поддержки малого бизнеса необходимы комплексные меры, а не просто предоставление льгот или создание специальных организаций.
читать полностью
Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист

Роль малого бизнеса в нашей стране занижена. Она могла бы быть выше, что отмечают и эксперты, и политики, на это ориентирован и один из национальных проектов. Есть традиционные формы поддержки в виде включения мероприятий в государственных программах, в некоторых регионах создаются специальные структурные подразделения по работе с малым бизнесом, но действительного эффекта для развития пока еще нет. Пока сформирован лишь потенциал наращивания этого эффекта, но нужно честно признать, что значительная часть усилий все еще не дает ожидаемых результатов.

Несколько лет назад появилось явление самозанятых, и мы до конца еще не понимаем, как будут сочетаться формы самозанятости населения и малого бизнеса. Ведется целенаправленная работа по вовлечению компаний малого бизнеса в систему государственных закупок, что правильно. Ту квоту, которая закрепляется органами государственной власти и компаниями с госучастием при осуществлении закупок в сфере малого бизнеса или социально-ориентированных некоммерческих организаций, необходимо пересмотреть, но, к сожалению, в условиях несовершенства законодательства о закупках и сложившихся процедур, это тоже вряд ли даст должный эффект.

Мы понимаем, что тот малый бизнес, который будет участвовать в закупках госструктур, либо должен быть де факто аффилирован с какими-то крупными структурами, либо быть узкоспециализированным, что ограничивает возможности осуществления конкурентных закупок. В этой связи адекватный рецепт, что же делать, найти сложно.

Отчасти копирование практики вовлечения малого бизнеса в государственные закупки идет из Японии или Южной Кореи. Там компании включают в себя головное предприятие, сочетающееся с многочисленными поставщиками отдельных компонентов, отдельных продуктов для итогового товара. Но в наших условиях структурирование вертикально-интегрированных компаний происходит по-другому. Тем более, при доминировании государственного участия это структурирование будет иметь целый ряд законодательных ограничений, поэтому добиться результатов таким путем будет очень сложно.

Гораздо продуктивнее было бы формирование более честной институциональной среды, которая способствовала бы конкуренции именно на локальных рынках, поскольку сферой деятельности малого бизнеса, как правило, является не страна, а потребители, сосредоточенные в пределах одного региона, одного населенного пункта. И для этого нужно развивать формы не только экономической, но и политической конкуренции.

Добиться должного результата можно лишь при комплексном решении вопроса, а не просто предоставлением льгот или созданием специальных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса.

Закрыть Наверх
Игорь Костиков
Игорь Костиков
Финансист
Существующие федеральные законы написано жестко, необходимо пересмотреть их.
читать полностью
Игорь Костиков
Игорь Костиков
Финансист

Обещанный Минэкономразвития пересмотр законодательства, конечно, необходим, потому что существующие Федеральный закон 44 и Федеральный закон 223 написаны очень жестко.

ФЗ-44 для малого бизнеса фактически недоступен. На сегодняшний день, тот малый бизнес, который специализируется на 44 Федеральном законе, просто продает свое участие в нем. То же самое касается и 223 Федерального закона. Малому и среднему бизнесу очень сложно попасть в государственные закупки.

Условиями законодательства является а) наличие опыта участия в тендерах по этим законам; б) сумма сделок. Таким образом, фактически победителем подобного тендера будет тот, кто уже имеет подобный опыт и большую сумму выполненных заказов. Это сразу отсекает значительную часть малого и среднего бизнеса. То есть новый малый бизнес просто не может участвовать в закупках.

Поэтому пересмотр законодательства нужен.  И я бы добавил в эти поправки еще и некоммерческий бизнес, который тоже мог бы участвовать в подобном. Ведь это тоже малый бизнес, который из сферы государственных закупок получается просто вычеркнут.

Сегодня трудно оценить, в каком состоянии находится малый бизнес. Меры со стороны государства были приняты, но, к сожалению, второе предусмотренное кредитование дошло не до всех компаний, потому что его особенно не продвигали. Есть ли от предпринятых усилий по поддержке малого бизнеса какой-либо эффект или нет, мы сможем сказать только к концу этого года.

Закрыть Наверх
1 комментариев
  • Владимир
    Владимир
    Перестаньте мешать работать, общепит ночной, посещаемость не более 10 процентов от посещаемости магазинов промтоварных, тем не менее все ограничения именно ему, где головы???