ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Константин Казенин
    Константин Казенин
    Эксперт
    Достаточно посмотреть на официальную статистику, чтобы понять, что регионы Северного Кавказа находятся на невысоких позициях относительно других субъектов страны, поэтому оценка, данная премьер-министром Мишустиным, вполне объективна.
    Причина неуспеха программ господдержки региона состоит в том, что подходы, которые восторжествовали в 2010 году, когда была принята первая стратегия и сформирован Северо-Кавказский федеральный округ, были основаны на создании очень крупных - относительно масштабов республик - проектов, в первую очередь, в сфере туризма, с существенным уровнем государственных гарантий и государственной поддержки.
    Само по себе это не сработало, и вряд ли в российских региональных реалиях такой подход вообще может быть успешен, так как на практике он вырождается в то, что группы региональных чиновников получают возможность контролировать бюджетные средства и после этого они уже не заинтересованы в реальном развитии того или иного проекта.
    Вторая ошибка - игнорирование проблем тех реальных предпринимателей и реальной экономики, которые есть в республиках Северного Кавказа. Речь идет о малом бизнесе с большим количеством занятого местного населения: обувная промышленность в Дагестане, текстильная в Карачаево-Черкесии. По целому ряду причин они не полностью легализованы, что не позволяет предпринимателям получить доступ и к разного рода кредитам, льготным займам и другим мерам господдержки. И здесь ресурс развития очень большой, но для его реализации нужна совершенно другая институциональная среда.
    Если говорить об участии крупного капитала в развитии экономики региона, то даже те крупные московские предприниматели, которые являются выходцами из республик, за редким исключением воспринимают инвестирование в Северный Кавказ скорее как общественную нагрузку, которая, конечно, может принести те или иные дивиденды, но скорее не экономического плана.
    Тем не менее, есть и положительные сдвиги. За последние 5-6 лет на Кавказе существенно вырос уровень безопасности, что привело к значительному росту турпотока, например, в Дагестане. За редкими исключениями, обслуживанием турпотока занимается малый бизнес, это не какие-то мегапрокты, кроме, пожалуй, карачаевского Архыза. 
    Но рост безопасности сам по себе не привел к инвестиционному буму, потому что оказалось, что помимо этого очевидного барьера на Северном Кавказе остаются прочие трудности, характерные и для других российских регионов: низкое доверие бизнеса к власти, к правоохранительным органам. Поэтому путь, который нужно проделать и Кавказу, и другим субъектам Российской Федерации для роста экономики примерно одинаков.

    2 голоса(ов) (40%)
  • Дмитрий Журавлев
    Дмитрий Журавлев
    Эксперт
    Оценка премьер-министра Михаила Мишустина объективно отражает ситуацию по Северному Кавказу: наши усилия к ожидаемому результату не привели.
    С моей точки зрения (напомню, я политолог, а не экономист) проблема была в том, что предпринимаемые меры были именно мерами поддержки экономики, в то время как Северный Кавказ нужно не поддерживать, а создавать заново.
    Идея мер поддержки, использования макроэкономических стимулов построена на том, что в общем все хорошо, но надо, чтоб было лучше. А что, если системы нет совсем? Тогда все эти стимулы не помогают.
    То, что у вас в регионе снижены налоги на инвестиции - очень важно в Москве или в условной Оклахоме, но где-нибудь между Нальчиком и Назранью это совершенно не важно, потому что найти дурака, который захочет инвестировать туда, не так легко. Причем важна не только сама безопасность, сколько вера в эту безопасность. Может быть, там даже безопасность есть, но никто не хочет это проверять.

    Пока даже если на Кавказе снижены налоги, а в соседнем Краснодарском крае - нет, то инвестор скорее пойдет в Краснодарский край, потому что он его не боится. И вопрос даже не в том, есть ли чего боятся объективно, а в уже сформированном имидже - что это опасный регион, что вкладываться туда не стоит, а наоборот, нужно как можно быстрее оттуда бежать. При этом у местных людей своих денег на развитие экономики мало.

    Исправление репутации не может идти в отрыве от остального. Чтобы люди поверили, нужно им факты демонстрировать - новые предприятия, хорошую инфраструктуру. Тут нужно задействовать не макроэкономические механизмы, а проводить что-то вроде советских пятилеток и индустриализации. Там надо строить дороги, заводы, обеспечивать безопасность вложений.

     

    Это очень долгосрочный проект, но потенциал у него огромный, потому что это действительно богатый край: ведь в советское время это была “и житница, и здравница, и кузница”, как говорил товарищ Саахов из "Кавказской пленницы".

    3 голоса(ов) (60%)