Платформа дебатов и общественных дискуссий

Дебаты: Как вы считаете, являются ли знания пропуском в материально обеспеченную жизнь?

Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию
Нет, и это главный порок нашего общества.
читать полностью
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию

Долгие годы считается, что главная проблема – это рубеж между школой и вузом, в частности, ЕГЭ. Его обсуждают, до сих пор прозвучит много критики. В Новом году снова хотят изменить экзамен.

Но на самом деле, главная граница, которая определяет образование, — не между школой и вузом, а между вузом и остальной жизнью, дальнейшей деятельностью человека, в том числе обеспеченностью не только материальной, но и его статусом, уважением в обществе.

И здесь, мне кажется, — самая больная точка. Если бы в нашем обществе те, кто лучше учились в вузах, проявляли большие таланты и способности, а также ответственность и самостоятельность в учебе, и как следствие жили бы лучше, уверяю вас, остальные вопросы образования мы, эксперты в этой области, решили бы безусловно. Звучало бы гораздо меньше критики того как учат, потому что под это было бы все подстроено.

Если бы само получение образования оказалось эффективным вкладом в будущую жизнь, то потребность в хорошем образовании выстраивалась бы сама собой. К сожалению, в России это не так. У нас нет гарантии того, что человек, который учился лучше, самостоятельно, ответственно, который просто талантливее в этом в смысле, после этого и лучше живет. Причем, заметьте, я подчеркиваю — не только материально, но и в целом: это и самоуважение, и уважение общества, и другие параметры.

Эта проблема действительно серьезная. Мы часто замечаем, что на самых ответственных, денежных или каких-то материально обеспеченных и престижных постах сидят племянники, дети племянников, соседи по дому, по даче. Молодежь также вовсе не живет в безвоздушном пространстве и видит, что связи родителей, возможности родственников, лояльность, — все это срабатывает гораздо эффективнее, чем твои профессиональные качества. И это, мне кажется, главный порок нашего общества.

Если у нас будут востребованы настоящие профессионалы, то и развитие будет гораздо сильнее и эффективнее, и востребованность образования будет гораздо больше.

Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
Эксперт по образованию
Доходы выпускников не успевают за темпами инфляции, как и все остальные доходы.
читать полностью
Ирина Абанкина
Эксперт по образованию

Что касается доходов выпускников, то нужно отметить несколько факторов.

Во-первых, происходит снижение реальных располагаемых доходов всех групп населения: и работающих, и тех, кто работает, но на пенсии. У неработающих пенсионеров пенсия тоже не повышалась в соответствии с темпами инфляции. Таким образом, многократно подчеркивалась, что последние годы (это происходит с 2018) идет снижение реальных располагаемых доходов населения. Реальных, значит, с учетом темпа инфляции. Поэтому и у выпускников снижение доходов несомненно.

Во-вторых, сжалось предложение в рыночном коммерческом сегменте для выпускников. Без сжатия, может быть, даже с некоторым расширением, остается государственный и муниципальный сегмент. Это и учреждения бюджетного сектора; госпредприятия, в том числе военно-промышленного комплекса; государственная муниципальная служба. Только в этом году зафиксировано снижение вакансий во всех этих сегментах. Ранее такого заметного снижения не было, и даже все призывы на сокращение чиновников любого масштаба и уровня на самом деле не действовали.

Официальные зарплаты в этом сегменте достаточно низкие, и даже на предприятиях в государственном сегменте выпускники ведущих вузов могут рассчитывать лишь на 30-40 тысяч рублей заработной платы, в том числе и в крупных городах, в столице. И ранее, чем через 5 лет, существенного повышения зарплаты ждать не приходится.

Поэтому действительно, вроде бы выпускники имеют возможность работать по специальности, но уровень заработной платы достаточно низкий и далеко отстает от их запросов. В коммерческом частном секторе действительно зарплаты существенно выше, но туда сложно трудоустроиться именно с тем, чтобы иметь хотя бы среднесрочный контракт и социальный пакет. На кратких договорах, конечно, трудоустраиваются, но здесь страдает социальная защищенность и возможности профессионального роста.

То же самое и с госпредприятиями, такие же невысокие заработные платы — в бюджетном секторе во всех регионах. Это касается и образования, и воспитателей детских садов, педагогов в школах, педагогов допобразования, даже мастеров производственного обучения в колледжах, среднемедицинского персонала в сегменте здравоохранения, в социальном обеспечении.

Пандемия несколько изменила ситуацию заработной платы врачей, но только тех, кто действительно сражался с коронавирусом в этот период. В другом же сегменте работы, в поликлиниках и даже в больницах, все равно заработная плата остается невысокой и в лучшем случае дотягивает до средней по региону. А это ведь люди квалифицированные, их заработок должен быть больше.

Высокая доля населения зарегистрировалась как самозанятые, фактически, это те люди, которые так или иначе работают в гибком графике на таких типах трудовых договоров (если они вообще заключаются, а может быть и по устной договоренности), в том числе в предпринимательском сегменте. Конечно, они не входят в статистику по отчетности.

Таким образом, и образование, и профессиональные навыки, современные компетенции, конечно, очень нужны. Они позволяют иметь более высокую оплату труда. Но для того, чтобы обеспечить себе более высокую оплату труда, приходится работать в гибких графиках, в поиске, в ситуации предпринимательской активности.

Потому что если речь идет о стабильной заработной плате, включении в штатное расписание даже на среднесрочных, но обязательно трудовых отношениях по срочным трудовым договорам, а уж тем более по бессрочным, — действительно заработная плата ниже. Но в таких случаях есть стабильность, защищенность, социальные выплаты в случае болезни, отпусков в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком (сохранение рабочего места в течение трех лет). Есть социальный пакет. Некоторые работодатели предлагают даже и ДМС.

Этот сегмент людей с высоким уровнем образования не выпадает из общего тренда снижения доходов россиян, причем как заработков, так и пенсий, эти доходы не успевают за темпами инфляции.

Сегодня более стабильно выглядит государственный и муниципальный сектор, бюджетные отрасли, но там ниже зарплаты, хотя есть социальная защищенность. В бизнес-сегменте высшее образование помогает, но оно приносит доход только тем, кто обладает предпринимательскими навыками, активностью, готов работать очень гибко, следит за изменениями на рынке труда — и очень часто такие люди просто фиксируются как самозанятые. Иногда их даже просят зарегистрироваться как самозанятые, потому что работодатели так оптимизируют налоги, но в статистику тогда они, конечно, не попадают, а их доходы фиксируются в искаженном виде.

Как вы считаете, являются ли знания пропуском в материально обеспеченную жизнь?
83%
17%
Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию
Нет, и это главный порок нашего общества.
читать полностью
Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию

Долгие годы считается, что главная проблема – это рубеж между школой и вузом, в частности, ЕГЭ. Его обсуждают, до сих пор прозвучит много критики. В Новом году снова хотят изменить экзамен.

Но на самом деле, главная граница, которая определяет образование, — не между школой и вузом, а между вузом и остальной жизнью, дальнейшей деятельностью человека, в том числе обеспеченностью не только материальной, но и его статусом, уважением в обществе.

И здесь, мне кажется, — самая больная точка. Если бы в нашем обществе те, кто лучше учились в вузах, проявляли большие таланты и способности, а также ответственность и самостоятельность в учебе, и как следствие жили бы лучше, уверяю вас, остальные вопросы образования мы, эксперты в этой области, решили бы безусловно. Звучало бы гораздо меньше критики того как учат, потому что под это было бы все подстроено.

Если бы само получение образования оказалось эффективным вкладом в будущую жизнь, то потребность в хорошем образовании выстраивалась бы сама собой. К сожалению, в России это не так. У нас нет гарантии того, что человек, который учился лучше, самостоятельно, ответственно, который просто талантливее в этом в смысле, после этого и лучше живет. Причем, заметьте, я подчеркиваю — не только материально, но и в целом: это и самоуважение, и уважение общества, и другие параметры.

Эта проблема действительно серьезная. Мы часто замечаем, что на самых ответственных, денежных или каких-то материально обеспеченных и престижных постах сидят племянники, дети племянников, соседи по дому, по даче. Молодежь также вовсе не живет в безвоздушном пространстве и видит, что связи родителей, возможности родственников, лояльность, — все это срабатывает гораздо эффективнее, чем твои профессиональные качества. И это, мне кажется, главный порок нашего общества.

Если у нас будут востребованы настоящие профессионалы, то и развитие будет гораздо сильнее и эффективнее, и востребованность образования будет гораздо больше.

Закрыть Наверх
Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
Эксперт по образованию
Доходы выпускников не успевают за темпами инфляции, как и все остальные доходы.
читать полностью
Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
Эксперт по образованию

Что касается доходов выпускников, то нужно отметить несколько факторов.

Во-первых, происходит снижение реальных располагаемых доходов всех групп населения: и работающих, и тех, кто работает, но на пенсии. У неработающих пенсионеров пенсия тоже не повышалась в соответствии с темпами инфляции. Таким образом, многократно подчеркивалась, что последние годы (это происходит с 2018) идет снижение реальных располагаемых доходов населения. Реальных, значит, с учетом темпа инфляции. Поэтому и у выпускников снижение доходов несомненно.

Во-вторых, сжалось предложение в рыночном коммерческом сегменте для выпускников. Без сжатия, может быть, даже с некоторым расширением, остается государственный и муниципальный сегмент. Это и учреждения бюджетного сектора; госпредприятия, в том числе военно-промышленного комплекса; государственная муниципальная служба. Только в этом году зафиксировано снижение вакансий во всех этих сегментах. Ранее такого заметного снижения не было, и даже все призывы на сокращение чиновников любого масштаба и уровня на самом деле не действовали.

Официальные зарплаты в этом сегменте достаточно низкие, и даже на предприятиях в государственном сегменте выпускники ведущих вузов могут рассчитывать лишь на 30-40 тысяч рублей заработной платы, в том числе и в крупных городах, в столице. И ранее, чем через 5 лет, существенного повышения зарплаты ждать не приходится.

Поэтому действительно, вроде бы выпускники имеют возможность работать по специальности, но уровень заработной платы достаточно низкий и далеко отстает от их запросов. В коммерческом частном секторе действительно зарплаты существенно выше, но туда сложно трудоустроиться именно с тем, чтобы иметь хотя бы среднесрочный контракт и социальный пакет. На кратких договорах, конечно, трудоустраиваются, но здесь страдает социальная защищенность и возможности профессионального роста.

То же самое и с госпредприятиями, такие же невысокие заработные платы — в бюджетном секторе во всех регионах. Это касается и образования, и воспитателей детских садов, педагогов в школах, педагогов допобразования, даже мастеров производственного обучения в колледжах, среднемедицинского персонала в сегменте здравоохранения, в социальном обеспечении.

Пандемия несколько изменила ситуацию заработной платы врачей, но только тех, кто действительно сражался с коронавирусом в этот период. В другом же сегменте работы, в поликлиниках и даже в больницах, все равно заработная плата остается невысокой и в лучшем случае дотягивает до средней по региону. А это ведь люди квалифицированные, их заработок должен быть больше.

Высокая доля населения зарегистрировалась как самозанятые, фактически, это те люди, которые так или иначе работают в гибком графике на таких типах трудовых договоров (если они вообще заключаются, а может быть и по устной договоренности), в том числе в предпринимательском сегменте. Конечно, они не входят в статистику по отчетности.

Таким образом, и образование, и профессиональные навыки, современные компетенции, конечно, очень нужны. Они позволяют иметь более высокую оплату труда. Но для того, чтобы обеспечить себе более высокую оплату труда, приходится работать в гибких графиках, в поиске, в ситуации предпринимательской активности.

Потому что если речь идет о стабильной заработной плате, включении в штатное расписание даже на среднесрочных, но обязательно трудовых отношениях по срочным трудовым договорам, а уж тем более по бессрочным, — действительно заработная плата ниже. Но в таких случаях есть стабильность, защищенность, социальные выплаты в случае болезни, отпусков в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком (сохранение рабочего места в течение трех лет). Есть социальный пакет. Некоторые работодатели предлагают даже и ДМС.

Этот сегмент людей с высоким уровнем образования не выпадает из общего тренда снижения доходов россиян, причем как заработков, так и пенсий, эти доходы не успевают за темпами инфляции.

Сегодня более стабильно выглядит государственный и муниципальный сектор, бюджетные отрасли, но там ниже зарплаты, хотя есть социальная защищенность. В бизнес-сегменте высшее образование помогает, но оно приносит доход только тем, кто обладает предпринимательскими навыками, активностью, готов работать очень гибко, следит за изменениями на рынке труда — и очень часто такие люди просто фиксируются как самозанятые. Иногда их даже просят зарегистрироваться как самозанятые, потому что работодатели так оптимизируют налоги, но в статистику тогда они, конечно, не попадают, а их доходы фиксируются в искаженном виде.

Закрыть Наверх
0 комментариев