ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Арсений Уралов
    Арсений Уралов
    Эксперт
    Россия всегда славилась талантами: у нас мощная научная база, доставшаяся от Советского союза, хорошая возможность проводить R&D и испытания на разных фокус-группах. Но покупательский рынок высокотехнологичной продукции, необходимый для масштабирования стартапов раундов А и далее, отсутствует. 
    То есть, поддержка государства нужна: во-первых, для популяризации инновационной и предпринимательской деятельности среди молодежи и молодых ученых, а во-вторых - для выхода прототипов в реальный сектор предприятий стран содружества СНГ без смены юрисдикции проектов с IP.
    Безусловно поддержка стартапов в России есть и сейчас, и она постоянно совершенствуется институтами развития, которые отвечают, как сейчас говорят, за социальные лифты. Одним из самых, на мой взгляд, эффективных инструментов является Фонд содействия инновациям
    Но пока наша общая беда - это отсутствие системности. Отдельно взятые ФОИВы, университеты, институты развития (РВК, Сколково, АСИ, Роснано, РФПИ, РЭЦ и другие) выполняют свои дорожные карты без системы единого мониторинга эффективности для ВВП России и развития технологий внутри стран СНГ. У нас даже нет законодательно прописанного понятия “стартап”. 
    В итоге множество уникальных проектов ранних стадий уезжает со сменой юрисдикции в страны запада и Китай, как правило после получения первых грантов в РФ за деньги налогоплательщиков. 
    Ассоциация акселераторов РФ в 2018 году сделала сплошное исследование всех акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ, по итогам которого была создана единая карта этих субъектов и концепция развития бизнес-инкубирования в РФ. Эффективность такого подхода заключается в системном развитии инновационных проектов от талантливых школьников до выхода на международные инвестиционные фонды без потери права на технологию для России. 
    На мои взгляд, не хватает федеральной программы не про “деньги для стартапов”, а про создание единой системы с Федеральным институтом промышленной собственности, Российским технологическим агентством, министерствами науки, просвещения, промышленности и торговли, Российским экспортным центром по выводу на международный рынок талантов, получивших поддержку в странах СНГ и связывающих перспективу развития со своей родиной.
    Есть очень много примеров успешных российских стартапов, которые “взлетели” благодаря господдержке. Одна из таких наиболее ярких, которой мне удалось прикоснуться, - это стартап “Моторика”.
    Его основатель Илья Чех – очень целеустремленный предприниматель, создающий уникальные технологические протезы. На ВДНХ в 2017 году у меня получилось создать первый в России хакспейс “Кузница Технологий” (павильон №312 для стартапов, сегодня - Техноград), где Илья буквально по ночам создавал свои прототипы. “Моторика” получила гранты от Фонда содействия инновациям, привлекла к себе большое внимание. “Моторика” осталась в России, став резидентом технопарка “Сколково”. Потом этот проект был представлен президенту РФ Владимиру Путину Агентством стратегических инициатив, вышли передачи на центральном телевидении. Сегодня это од

    3 голоса(ов) (75%)
  • Александр Волчков
    Александр Волчков
    Эксперт
    Если российским стартапам и нужна поддержка, то только в очень небольшом спектре вопросов. Во-первых, нельзя ощипывать цыпленка, пока он не стал курицей и нельзя облагать стартапы такими же налоговыми отчислениями, как и созревшие компании. Прежде всего, речь идет об отчислениях с фонда оплаты труда. Во-вторых, стартапы нужно освободить от прохождения большинства проверок.
    Вообще же стартапам и малому бизнесу требуется не поддержка, а чтобы государство оставило его в покое. Примерно об этом недавно на ПМЭФ говорила общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова.
    Колоссальное давление, которое сейчас оказывает государство на бизнес, в том числе и малый, заставляет предпринимателей задуматься, в том числе, о рисках потери бизнеса, субсидиарной ответственности по долгам своего бизнеса и даже рисках уголовной ответственности за те действия, которые де-факто являются обычными бизнес-рисками. Это заставляет предпринимателей, особенно молодых и хорошо образованных, в том числе стараперов, выбирать другие юрисдикции для ведения бизнеса - речь, прежде всего, о Прибалтике, Польше, Арабских Эмиратах, Сингапуре и других.
    Особенно легко утекает из России высокоинтеллектуальный бизнес, который не связан ни с природными ресурсами, ни с тяжелыми активами. 
    Что касается денежной поддержки от государства: во всем мире есть практика, что если есть программа поддержки или благотворительный фонд, то затраты на администрирование этого процесса не должны превышать 2% от суммы поступлений, которые идут в фонд. Я боюсь, что в нашем случае добрая половина денег может быть потрачена на администрирование: аренду красивого офиса в центре, зарплаты многочисленным сотрудникам, оплату исследований для сторонних компаний, какую же поддержку нужно оказывать старапам и так далее.
    Я считаю, что предлагаемая сейчас государством поддержка старапов неэффективна. Я предлагаю отказаться от налогов с бизнеса и населения, которые потом переправляются из казны опять на поддержку старапов и других программ. Я думаю, что если бы эти налоги сразу оставить в бизнесе и у населения, люди сами бы нашли, куда их инвестировать с более высокой эффективностью, чем когда они отчисляют эти деньги в казну, а государственные органы думают, на что эти деньги направлять.
    Стартапы, которые бы “взлетели” в России благодаря господдержке, мне не известны. Зато знаю команды-"грантоежки”, которые создают компании специально под получение грантов и живут на них. Потом деньги заканчиваются и стартап закрывается, а команда открывает новый стартап и снова получает на него грант. Цикл повторяется несколько раз.
    Положительный пример, на который мы могли бы ориентироваться, - это Вьетнам, где вообще нет налогообложения микробизнеса, нет налоговой отчетности, и - как ни странно! - господдержки стартапов тоже нет. При этом микробизнес развивается во Вьетнаме ускоренными темпами и вносит существенный вклад в ВВП страны. Из микробизнеса вырастают победившие в честной конкурентной борьбе сначала малые, а потом и средние, и крупные компании, способные конкурировать на международном рынке. Благодаря такой политике ВВП Вьетнама много лет подряд растет со скоростью 6-7% в год, то есть в два раза выше российского. Объем вьетнамского экспорта составляет около 97% ВВП страны, причем Вьетнам продает на внешний рынок отнюдь не сырье. Основная статья их экспорта - мобильные телефоны, а на втором месте - изделия легкой промышленности.

    1 голоса(ов) (25%)