Коммуникационная платформа Онлайн-исследования и общественные дебаты
Выпускается при поддержке:
Дебаты
Георгий Красавцев
Георгий Красавцев
Автоэксперт
Да, это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла, такой закон нужен.
читать полностью
Георгий Красавцев
Автоэксперт

В прошлом году мы столкнулись с тем, что из-за пандемии автосервисы не могли работать, были закрыты из-за локдауна, и техосмотр невозможно было провести физически. Требование при покупке полиса страхования ОСАГО иметь на руках действующую технологическую карту для многих водителей стало невыполнимо. Тогда было принято разрешение выдавать полисы ОСАГО без техосмотра. Это разрешение несколько раз переносилось вплоть до сентября этого года.

Весной 2021 года было принято решение в принципе отвязать техосмотр от ОСАГО, и с 1 августа оно вступило в силу. Теперь при продаже страховки не нужно показывать эту диагностическую карту автомобиля, то есть сама обязанность иметь пройденный техосмотр сохранилась, но с 1 августа к страховке она не привязана. Именно так и было большую часть существования самого полиса ОСАГО (около 20 лет), и подобная привязка существовала лишь в последние годы. Проводить техосмотр – это одна обязанность автомобилиста, а иметь страховку – другая, в этом смысле все просто вернулось к исходной точке.

Этим летом начальник ГИБДД России Черников предложил отменить техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц. Через какое-то время Советом Федерации было предложено, наоборот, ужесточить техосмотр, в связи с тем, что во многих случаях он стал формальностью. Более реальное предложение обсуждалось в Общественной палате РФ в марте -апреле: сократить список пунктов осмотра автомобиля с 86 до 52, что очень важно. Данная мера сильно упростит и ускорит процедуру самого техосмотра, потому что есть вещи, которые исторически смотрятся еще с 1980-х гг., и которые в принципе можно не смотреть.

Сейчас мы видим последнюю инициативу по проблеме: одна из партий пообещала внести в Государственную думу после выборов закон об отсутствии техосмотра для автомашин, которым четыре года в случае отсутствия смены владельца. Здесь существует следующий нюанс: на данный момент до трех лет включительно автомобиль считается новым и вообще не проходит техосмотр.

Первый свой техосмотр автомобиль проходит на четвертый год. Дальше два года техосмотр не требуется, потом он положен, а потом еще два года техосмотр не нужен. Таким образом, до семи лет включительно техосмотр машина проходит всего два раза: на четвертый год и на шестой год.

То, что предлагается «Единой России» сегодня, имеет смысл. Автомобиль до трех лет у большинства производителей находится на гарантии. Большинство автолюбителей проходит техническое обслуживание у официального дилера, который предусмотрен заводом-изготовителем, чтобы эту гарантию не потерять. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что исправный автомобиль, который находится на гарантии у дилера, не нуждается в дополнительных проверках.

По факту так оно и было: до трех лет техосмотр не предусматривался. Фактически сейчас идет речь об отмене одного техосмотра. Связано это с тем, что средний срок владения автомобилем у нас 3-5 лет. И многие в крупных городах, отъездив на машине гарантийный срок, ее продают. Но если продолжать пользоваться автомобилем, то техосмотр, конечно, должен быть.

Речь не идет о полной отмене техосмотра вообще. Мы не можем этого сделать, потому что обязательства государства контролировать техосмотр заложены в международной конвенции о безопасности дорожного движения. Это международные договоры, и Россия не может их нарушать. Наши автомобилисты выезжают заграницу, пользуются там автомобилями, да и в своей стране мы должны быть уверены в средствах передвижения.

Предложенный законопроект не касается автомобилей, которые работают на коммерческих перевозках, например, легковые на курьерской службе. Не касается он и такси, которые два раза в год обязаны проходить техосмотр. Не касается он ни автобусов, ни микроавтобусов, ни грузовиков.  Предложение касается только легковых автомашин частных лиц.

Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла. Поэтому идея хорошая. Повлияет ли это сильно на автомобилистов? Только на тех, у кого машина новая. В принципе это их избавляет от определенных проблем и позволит сэкономить на одном техосмотре.

Но хотелось бы обратить особое внимание на то, что на протяжении трех последних месяцев очень многие журналисты выпускают новости о том, что техосмотр при ОСАГО отменили вообще. Я хотел бы сделать на этом акцент: на данный момент техосмотр не отменен. Он продолжает быть обязательным, и с 1 сентября все ранее предоставленные отсрочки по нему закончились. Соответственно автомобилиста могут оштрафовать за отсутствие техосмотра. К тому же при отсутствии техсмотра может быть проблема с оформлением виновности в ДТП. Машина без техосмотра не имеет права эксплуатироваться.

В этой связи давать заголовки «Техосмотр отменили» - категорически неправильно. Он не отменен на данный момент. Предложение только будет вноситься, оно должно пройти все правовые экспертизы, все три чтения  в Госдуме, потом Совет Федерации, и только потом вступить в силу. В любом варианте это перспектива не нынешнего года. Увидев же неверно поданные новости, многие автомобилисты могут ошибочно решить, что техосмотр не нужен, и их оштрафуют.

С точки зрения дорожного движения, для автомобилей трех лет эксплуатации техосмотр – это избыточный контроль. А вот что касается автомобилей старше, то техосмотр, конечно, отменять нельзя. Нужно до конца довести реформу. Мы все видим старые автомобили на улице, которые явно не соответствуют технически нормальному состоянию. Если отменить полностью техосмотр, люди в принципе перестанут следить за такими машинами.

Антон Шапарин
Антон Шапарин
Общественный деятель
Нет, техосмотр отменять нельзя, это повысит количество ДТП.
читать полностью
Антон Шапарин
Общественный деятель

Зачем в принципе нужен техосмотр в цивилизованных странах? Недавно Сергей Асланян выложил видео, как Chevrolet Bel Air из 1950х складывается в труху при краш-тесте с современным Chevrolet. Но на таком винтаже сейчас редко ездят повседневно, даже в США. А вот на фото, которое выложил Илья Зотов, автобус ЛАЗ-695 разработки 1950х и произведённый до 2002 года. Он трудится на линии в Улан-Удэ. Не знаю, остался ли там металл или он полностью состоит из краски, как в него залезать инвалидам и каким экологическим нормам он соответствует. Знаю, что при любой мало-мальски серьёзной аварии этот ЛАЗ станет братской могилой.

В любой цивилизованной стране такая техника была бы отсеена техническим осмотром. Он просто не прошёл бы его. И администрация вынуждена была бы купить не очередные квадратные метры плитки, а новый автобус.

У нас же есть категория водителей, которая считает, что ездить можно на всём. Кузов сгнил и его можно проткнуть палкой? Да ничего. Тормоза работают не на всех колёсах? Да ладно, недалеко ехать. Антифриз хлещет на дорогу? Пускай, он полезный. Так было десять лет, когда техосмотр фальсифицировался. До этого инспекторы в некоторых случаях всё же не брали взятки с откровенного хлама.

Государство попробовало создать систему техосмотра в стране. При поддержке фракции «Единая Россия» была принята нормативная база, в том числе штрафы за отсутствие техосмотра. Вступление в силу штрафа для физических лиц было заранее отложено, так как ожидали создания условий для выполнения этого требования. Задумка же была разумная: создать систему техосмотра, которая будет лишена коррупции, контролируема и отсеет с дорог мусор.

Минэкономразвития, Минтранс и МВД взялись за реализацию реформы. И не смогли создать систему пунктов техосмотра. Под идиотские стандарты, которые включают даже ширину ямы для осмотра, не подходили помещения. Оборудование стоило заметных денег. Требования к авто были заранее невыполнимыми для большей части парка, часто - избыточными. А штраф в 300 тысяч рублей за нарушения и даже возможная уголовная ответственность повышали риски на этом рынке. Вот на него никто и не пошёл. Органы исполнительной власти не смогли никого загнать палкой. В итоге на страну возникло менее пяти тысяч пунктов техосмотра, которые локализованы в крупных городах. В городах с населением 100-500 тысяч часто открылось 1-2 пункта, меньше 100 - вообще без пунктов ТО.

С этим надо было что-то делать. Два раза откладывали старт, пролонгировали диагностические карты. Ничего само снова не проросло, ведь требования-то никто не упростил. Вариантов было два. Либо снова откладывать, либо отменять. А тут ещё и выборы. Решили отменить, это хотя бы приносит плюсы на электоральном поле.

Похоже, наступает воля вольная. Мы каждый день обсуждаем в СМИ резонансные аварии. И далеко не всегда в них виноват водитель, часто - техника. И теперь таких ситуаций будет больше.

Кто в зоне риска:

- 145+ млн жителей РФ, которые столкнутся с тем, что грузовик с йогуртами не приехал, так как не смог пройти техосмотр. Штраф с камеры для него есть, а пункта для прохождения ТО - нет.

- 145+ млн жителей РФ, которые захотят вызвать такси и обнаружат, что такси сильно подорожало. На линии мало водителей, так как им нужно пройти техосмотр, так как – смотрите пункт первый.

- 145+ млн жителей РФ, добропорядочных водителей и пешеходов, в которых приедет таз без тормозов.

- до 6 млн людей, которые покупают и продают авто ежегодно. Техосмотр перед продажей не смогут пройти много авто, значит, они или не встанут на учёт, или создадут коррупционную перспективу.

Кто в плюсе:

- около 2 млн жителей РФ и приезжих, кто сможет без риска эксплуатировать убитую машину, которой 10 лет как пора на свалку.

- страховые, они получат шанс поднять тарифы и новый бизнес в виде регрессных исков из-за плохого технического состояния авто.

Обращаю ваше внимание на то, что изначальная мысль стимулировать добровольный техосмотр скидками на транспортный налог и на ОСАГО куда-то испарилась. Скидок не будет, не ждите.

И можно сколько угодно говорить про лобби пунктов техосмотра. Нет такого лобби. Если бы было, получили бы мы единого оператора в РФ, а не кучку мелких предпринимателей.

Необходим ли внесенный в ГД законопроект об отмене обязательного техосмотра?
61%
39%
Георгий Красавцев
Георгий Красавцев
Автоэксперт
Да, это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла, такой закон нужен.
читать полностью
Георгий Красавцев
Георгий Красавцев
Автоэксперт

В прошлом году мы столкнулись с тем, что из-за пандемии автосервисы не могли работать, были закрыты из-за локдауна, и техосмотр невозможно было провести физически. Требование при покупке полиса страхования ОСАГО иметь на руках действующую технологическую карту для многих водителей стало невыполнимо. Тогда было принято разрешение выдавать полисы ОСАГО без техосмотра. Это разрешение несколько раз переносилось вплоть до сентября этого года.

Весной 2021 года было принято решение в принципе отвязать техосмотр от ОСАГО, и с 1 августа оно вступило в силу. Теперь при продаже страховки не нужно показывать эту диагностическую карту автомобиля, то есть сама обязанность иметь пройденный техосмотр сохранилась, но с 1 августа к страховке она не привязана. Именно так и было большую часть существования самого полиса ОСАГО (около 20 лет), и подобная привязка существовала лишь в последние годы. Проводить техосмотр – это одна обязанность автомобилиста, а иметь страховку – другая, в этом смысле все просто вернулось к исходной точке.

Этим летом начальник ГИБДД России Черников предложил отменить техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц. Через какое-то время Советом Федерации было предложено, наоборот, ужесточить техосмотр, в связи с тем, что во многих случаях он стал формальностью. Более реальное предложение обсуждалось в Общественной палате РФ в марте -апреле: сократить список пунктов осмотра автомобиля с 86 до 52, что очень важно. Данная мера сильно упростит и ускорит процедуру самого техосмотра, потому что есть вещи, которые исторически смотрятся еще с 1980-х гг., и которые в принципе можно не смотреть.

Сейчас мы видим последнюю инициативу по проблеме: одна из партий пообещала внести в Государственную думу после выборов закон об отсутствии техосмотра для автомашин, которым четыре года в случае отсутствия смены владельца. Здесь существует следующий нюанс: на данный момент до трех лет включительно автомобиль считается новым и вообще не проходит техосмотр.

Первый свой техосмотр автомобиль проходит на четвертый год. Дальше два года техосмотр не требуется, потом он положен, а потом еще два года техосмотр не нужен. Таким образом, до семи лет включительно техосмотр машина проходит всего два раза: на четвертый год и на шестой год.

То, что предлагается «Единой России» сегодня, имеет смысл. Автомобиль до трех лет у большинства производителей находится на гарантии. Большинство автолюбителей проходит техническое обслуживание у официального дилера, который предусмотрен заводом-изготовителем, чтобы эту гарантию не потерять. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что исправный автомобиль, который находится на гарантии у дилера, не нуждается в дополнительных проверках.

По факту так оно и было: до трех лет техосмотр не предусматривался. Фактически сейчас идет речь об отмене одного техосмотра. Связано это с тем, что средний срок владения автомобилем у нас 3-5 лет. И многие в крупных городах, отъездив на машине гарантийный срок, ее продают. Но если продолжать пользоваться автомобилем, то техосмотр, конечно, должен быть.

Речь не идет о полной отмене техосмотра вообще. Мы не можем этого сделать, потому что обязательства государства контролировать техосмотр заложены в международной конвенции о безопасности дорожного движения. Это международные договоры, и Россия не может их нарушать. Наши автомобилисты выезжают заграницу, пользуются там автомобилями, да и в своей стране мы должны быть уверены в средствах передвижения.

Предложенный законопроект не касается автомобилей, которые работают на коммерческих перевозках, например, легковые на курьерской службе. Не касается он и такси, которые два раза в год обязаны проходить техосмотр. Не касается он ни автобусов, ни микроавтобусов, ни грузовиков.  Предложение касается только легковых автомашин частных лиц.

Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла. Поэтому идея хорошая. Повлияет ли это сильно на автомобилистов? Только на тех, у кого машина новая. В принципе это их избавляет от определенных проблем и позволит сэкономить на одном техосмотре.

Но хотелось бы обратить особое внимание на то, что на протяжении трех последних месяцев очень многие журналисты выпускают новости о том, что техосмотр при ОСАГО отменили вообще. Я хотел бы сделать на этом акцент: на данный момент техосмотр не отменен. Он продолжает быть обязательным, и с 1 сентября все ранее предоставленные отсрочки по нему закончились. Соответственно автомобилиста могут оштрафовать за отсутствие техосмотра. К тому же при отсутствии техсмотра может быть проблема с оформлением виновности в ДТП. Машина без техосмотра не имеет права эксплуатироваться.

В этой связи давать заголовки «Техосмотр отменили» - категорически неправильно. Он не отменен на данный момент. Предложение только будет вноситься, оно должно пройти все правовые экспертизы, все три чтения  в Госдуме, потом Совет Федерации, и только потом вступить в силу. В любом варианте это перспектива не нынешнего года. Увидев же неверно поданные новости, многие автомобилисты могут ошибочно решить, что техосмотр не нужен, и их оштрафуют.

С точки зрения дорожного движения, для автомобилей трех лет эксплуатации техосмотр – это избыточный контроль. А вот что касается автомобилей старше, то техосмотр, конечно, отменять нельзя. Нужно до конца довести реформу. Мы все видим старые автомобили на улице, которые явно не соответствуют технически нормальному состоянию. Если отменить полностью техосмотр, люди в принципе перестанут следить за такими машинами.

Закрыть Наверх
Антон Шапарин
Антон Шапарин
Общественный деятель
Нет, техосмотр отменять нельзя, это повысит количество ДТП.
читать полностью
Антон Шапарин
Антон Шапарин
Общественный деятель

Зачем в принципе нужен техосмотр в цивилизованных странах? Недавно Сергей Асланян выложил видео, как Chevrolet Bel Air из 1950х складывается в труху при краш-тесте с современным Chevrolet. Но на таком винтаже сейчас редко ездят повседневно, даже в США. А вот на фото, которое выложил Илья Зотов, автобус ЛАЗ-695 разработки 1950х и произведённый до 2002 года. Он трудится на линии в Улан-Удэ. Не знаю, остался ли там металл или он полностью состоит из краски, как в него залезать инвалидам и каким экологическим нормам он соответствует. Знаю, что при любой мало-мальски серьёзной аварии этот ЛАЗ станет братской могилой.

В любой цивилизованной стране такая техника была бы отсеена техническим осмотром. Он просто не прошёл бы его. И администрация вынуждена была бы купить не очередные квадратные метры плитки, а новый автобус.

У нас же есть категория водителей, которая считает, что ездить можно на всём. Кузов сгнил и его можно проткнуть палкой? Да ничего. Тормоза работают не на всех колёсах? Да ладно, недалеко ехать. Антифриз хлещет на дорогу? Пускай, он полезный. Так было десять лет, когда техосмотр фальсифицировался. До этого инспекторы в некоторых случаях всё же не брали взятки с откровенного хлама.

Государство попробовало создать систему техосмотра в стране. При поддержке фракции «Единая Россия» была принята нормативная база, в том числе штрафы за отсутствие техосмотра. Вступление в силу штрафа для физических лиц было заранее отложено, так как ожидали создания условий для выполнения этого требования. Задумка же была разумная: создать систему техосмотра, которая будет лишена коррупции, контролируема и отсеет с дорог мусор.

Минэкономразвития, Минтранс и МВД взялись за реализацию реформы. И не смогли создать систему пунктов техосмотра. Под идиотские стандарты, которые включают даже ширину ямы для осмотра, не подходили помещения. Оборудование стоило заметных денег. Требования к авто были заранее невыполнимыми для большей части парка, часто - избыточными. А штраф в 300 тысяч рублей за нарушения и даже возможная уголовная ответственность повышали риски на этом рынке. Вот на него никто и не пошёл. Органы исполнительной власти не смогли никого загнать палкой. В итоге на страну возникло менее пяти тысяч пунктов техосмотра, которые локализованы в крупных городах. В городах с населением 100-500 тысяч часто открылось 1-2 пункта, меньше 100 - вообще без пунктов ТО.

С этим надо было что-то делать. Два раза откладывали старт, пролонгировали диагностические карты. Ничего само снова не проросло, ведь требования-то никто не упростил. Вариантов было два. Либо снова откладывать, либо отменять. А тут ещё и выборы. Решили отменить, это хотя бы приносит плюсы на электоральном поле.

Похоже, наступает воля вольная. Мы каждый день обсуждаем в СМИ резонансные аварии. И далеко не всегда в них виноват водитель, часто - техника. И теперь таких ситуаций будет больше.

Кто в зоне риска:

- 145+ млн жителей РФ, которые столкнутся с тем, что грузовик с йогуртами не приехал, так как не смог пройти техосмотр. Штраф с камеры для него есть, а пункта для прохождения ТО - нет.

- 145+ млн жителей РФ, которые захотят вызвать такси и обнаружат, что такси сильно подорожало. На линии мало водителей, так как им нужно пройти техосмотр, так как – смотрите пункт первый.

- 145+ млн жителей РФ, добропорядочных водителей и пешеходов, в которых приедет таз без тормозов.

- до 6 млн людей, которые покупают и продают авто ежегодно. Техосмотр перед продажей не смогут пройти много авто, значит, они или не встанут на учёт, или создадут коррупционную перспективу.

Кто в плюсе:

- около 2 млн жителей РФ и приезжих, кто сможет без риска эксплуатировать убитую машину, которой 10 лет как пора на свалку.

- страховые, они получат шанс поднять тарифы и новый бизнес в виде регрессных исков из-за плохого технического состояния авто.

Обращаю ваше внимание на то, что изначальная мысль стимулировать добровольный техосмотр скидками на транспортный налог и на ОСАГО куда-то испарилась. Скидок не будет, не ждите.

И можно сколько угодно говорить про лобби пунктов техосмотра. Нет такого лобби. Если бы было, получили бы мы единого оператора в РФ, а не кучку мелких предпринимателей.

Закрыть Наверх
0 комментариев