Платформа дебатов и общественных дискуссий

Дебаты: Приближает ли принятие 28 дорожных карт объединение России и Белоруссии?

Станислав Бышок
Станислав Бышок
Политолог
Нет. Эти соглашения не похожи на договоренности союзного государства.
читать полностью
Станислав Бышок
Политолог

Пока на сайте правительства РФ доступна только информация о 28 дорожных картах, но не сами документы. И если исходить из этой информации, то нужно обладать очень большим запасом оптимизма, чтобы данный набор договоренностей называть «союзным государством».

Если же мы уберем словосочетание «союзное государство» и будем рассматривать просто отношения между двумя странами, то тогда это абсолютно адекватные, нужные 28 договоренностей, которые сами по себе не вызывают споров. Документы нейтральны, поэтому и сторонники, и противники глубокой интеграции России и Белоруссии не видят поводов для критики: улучшение законодательства для бизнеса, выработка стандартов по общей безопасности и производству продукции, и т.п. – все это очень хорошо. Все выработанные дорожные карты хороши, только совсем не похожи на договоренности союзного государства.

Но мы видим, что существуют и иные соглашения, которые не входят в 28 дорожных карт, но при этом носят первостепенный характер – отдельное соглашение по обороне, например, или космические программы. Говорилось даже о запуске белорусского космонавта на МКС мощностями России.

Повестка российско-белорусской интеграции не исчерпывается 28 дорожных картами. Для образования нашего союзного государства этих карт недостаточно.

Если же говорить о позитивных сторонах нынешнего сближения Минска и Москвы, то положительное зерно заключается в том, что данные договоренности не воспринимаются в штыки противниками интеграции. Однако же и никто из сторонников союзного государства особенно не ликует, а то и критикует данную инициативу. Итак, противники вздохнули с облегчением, а сторонники молчат или высказываются критически.

Возможно, в Москве не уверены, что нынешний президент Белоруссии обладает внутренней легитимностью в достаточной степени для того, чтобы заключать более глобальные и глубокие интеграционные соглашения. Возможно, что это все конспирология, и на деле обстоит все иначе.

Сергей Пантелеев
Сергей Пантелеев
Политолог
Да. Принятие 28 дорожных карт может продвинуть вперед евразийскую интеграцию.
читать полностью
Сергей Пантелеев
Политолог

Принятие 28 союзных программ приняты является значительным шагом вперед на пути союзной интеграции. Много было критиков, которые до последнего момента, когда уже было объявлено о подписании этих дорожных карт и названа дата 4 ноября, говорили, что никто ничего не подпишет. Некоторые обращали внимание на то, что встречи проводятся не на высшем уровне, а в дистанционном режиме, что носит, скорее, ритуальный характер, нежели предполагает действительный процесс интеграции. Но все 28 союзных программ были подписаны, а также был сделан ряд ярких и знаковых политических заявлений.

Вместе с 28 дорожными картами президенты двух стран утвердили военную доктрину союзного государства, в чем есть особый смысл. Нынешняя геополитическая ситуация связана, прежде всего, с обострением вопросов безопасности, а они тянут за собой экономические действия, которые заложены в союзных программах.

Утверждена, наконец, и миграционная политика союзного государства. Этот вопрос также связан с соблюдением вопросов безопасности, ведь сейчас существуют сложности даже для пересечения границ, - сложности, связанные, с одной стороны, с ковидными ограничениями, с другой, – с неопределенностью, которая была в визовой политике РФ и РБ, и которая заставила Россию предпринять действия для контроля над границей. Совместно выработанная миграционная политика снимет эти все ограничения и сформирует полноценный союз в режиме фактически отсутствия границ.

Критики обращают внимание на то, что сами дорожные карты полностью еще недоступны для ознакомления, опубликовано только их описание. Но я считаю, что все зависит от того, в какой мере наши белорусские союзники смогут поступательно и последовательно двигаться по пути реализации намеченных 28-ми программ. Принципиальный вопрос –  вопрос формирования единой ценовой политики по нефти и газу, – очевидно, или решается, или будет решен, а тогда и остальные моменты в наших отношениях будут решаться намного проще. На фоне прорывных решений в сфере союзной безопасности, остальные вопросы уладятся.

Вопросы интеграции с нашими ближайшими соседями очень часто упираются во внутренние противоречия. В отношениях России и Белоруссии – это, в первую очередь, споры хозяйствующих субъектов, которые всегда оборачивались недопониманием, обидами, упреками. Но когда возникает внешний фактор, то и эти вопросы решаются, т.к. есть проблема обеспечения союзной безопасности, устойчивости систем, создания условий синхронного и долгосрочного развития.

Сейчас именно внешний фактор играет на становление союзного государства. И Россия, и Белоруссия находятся в жестких отношениях с Западом, против них ведется санкционная война, происходят действия, направленные, прямо скажем, на подрыв политических систем. Это естественным образом включает защитные механизмы государств, и возникает необходимость решения всех противоречий, в том числе и между хозяйствующими субъектами, чтобы у нашего союзного государства было будущее. Потому что иной вариант будущего не предполагается.

Есть и еще один нюанс: те решения, которые сегодня принимаются на высшем уровне относительно интеграции РФ и РБ, вписаны в большую евразийскую интеграцию, которая также имеет свои ограничения и проблемы. И я думаю, что если в течение ближайших нескольких лет мы будем видеть реальные успехи в создании союзного государства, если эти успехи почувствуют наши граждане, живущие и в России, и в Белоруссии, то принятые 4 ноября решения могут стать историческими, поскольку будут стимулировать дальнейшее продвижение большой евразийской интеграции.

Приближает ли принятие 28 дорожных карт объединение России и Белоруссии?
34%
66%
Станислав Бышок
Станислав Бышок
Политолог
Нет. Эти соглашения не похожи на договоренности союзного государства.
читать полностью
Станислав Бышок
Станислав Бышок
Политолог

Пока на сайте правительства РФ доступна только информация о 28 дорожных картах, но не сами документы. И если исходить из этой информации, то нужно обладать очень большим запасом оптимизма, чтобы данный набор договоренностей называть «союзным государством».

Если же мы уберем словосочетание «союзное государство» и будем рассматривать просто отношения между двумя странами, то тогда это абсолютно адекватные, нужные 28 договоренностей, которые сами по себе не вызывают споров. Документы нейтральны, поэтому и сторонники, и противники глубокой интеграции России и Белоруссии не видят поводов для критики: улучшение законодательства для бизнеса, выработка стандартов по общей безопасности и производству продукции, и т.п. – все это очень хорошо. Все выработанные дорожные карты хороши, только совсем не похожи на договоренности союзного государства.

Но мы видим, что существуют и иные соглашения, которые не входят в 28 дорожных карт, но при этом носят первостепенный характер – отдельное соглашение по обороне, например, или космические программы. Говорилось даже о запуске белорусского космонавта на МКС мощностями России.

Повестка российско-белорусской интеграции не исчерпывается 28 дорожных картами. Для образования нашего союзного государства этих карт недостаточно.

Если же говорить о позитивных сторонах нынешнего сближения Минска и Москвы, то положительное зерно заключается в том, что данные договоренности не воспринимаются в штыки противниками интеграции. Однако же и никто из сторонников союзного государства особенно не ликует, а то и критикует данную инициативу. Итак, противники вздохнули с облегчением, а сторонники молчат или высказываются критически.

Возможно, в Москве не уверены, что нынешний президент Белоруссии обладает внутренней легитимностью в достаточной степени для того, чтобы заключать более глобальные и глубокие интеграционные соглашения. Возможно, что это все конспирология, и на деле обстоит все иначе.

Закрыть Наверх
Сергей Пантелеев
Сергей Пантелеев
Политолог
Да. Принятие 28 дорожных карт может продвинуть вперед евразийскую интеграцию.
читать полностью
Сергей Пантелеев
Сергей Пантелеев
Политолог

Принятие 28 союзных программ приняты является значительным шагом вперед на пути союзной интеграции. Много было критиков, которые до последнего момента, когда уже было объявлено о подписании этих дорожных карт и названа дата 4 ноября, говорили, что никто ничего не подпишет. Некоторые обращали внимание на то, что встречи проводятся не на высшем уровне, а в дистанционном режиме, что носит, скорее, ритуальный характер, нежели предполагает действительный процесс интеграции. Но все 28 союзных программ были подписаны, а также был сделан ряд ярких и знаковых политических заявлений.

Вместе с 28 дорожными картами президенты двух стран утвердили военную доктрину союзного государства, в чем есть особый смысл. Нынешняя геополитическая ситуация связана, прежде всего, с обострением вопросов безопасности, а они тянут за собой экономические действия, которые заложены в союзных программах.

Утверждена, наконец, и миграционная политика союзного государства. Этот вопрос также связан с соблюдением вопросов безопасности, ведь сейчас существуют сложности даже для пересечения границ, - сложности, связанные, с одной стороны, с ковидными ограничениями, с другой, – с неопределенностью, которая была в визовой политике РФ и РБ, и которая заставила Россию предпринять действия для контроля над границей. Совместно выработанная миграционная политика снимет эти все ограничения и сформирует полноценный союз в режиме фактически отсутствия границ.

Критики обращают внимание на то, что сами дорожные карты полностью еще недоступны для ознакомления, опубликовано только их описание. Но я считаю, что все зависит от того, в какой мере наши белорусские союзники смогут поступательно и последовательно двигаться по пути реализации намеченных 28-ми программ. Принципиальный вопрос –  вопрос формирования единой ценовой политики по нефти и газу, – очевидно, или решается, или будет решен, а тогда и остальные моменты в наших отношениях будут решаться намного проще. На фоне прорывных решений в сфере союзной безопасности, остальные вопросы уладятся.

Вопросы интеграции с нашими ближайшими соседями очень часто упираются во внутренние противоречия. В отношениях России и Белоруссии – это, в первую очередь, споры хозяйствующих субъектов, которые всегда оборачивались недопониманием, обидами, упреками. Но когда возникает внешний фактор, то и эти вопросы решаются, т.к. есть проблема обеспечения союзной безопасности, устойчивости систем, создания условий синхронного и долгосрочного развития.

Сейчас именно внешний фактор играет на становление союзного государства. И Россия, и Белоруссия находятся в жестких отношениях с Западом, против них ведется санкционная война, происходят действия, направленные, прямо скажем, на подрыв политических систем. Это естественным образом включает защитные механизмы государств, и возникает необходимость решения всех противоречий, в том числе и между хозяйствующими субъектами, чтобы у нашего союзного государства было будущее. Потому что иной вариант будущего не предполагается.

Есть и еще один нюанс: те решения, которые сегодня принимаются на высшем уровне относительно интеграции РФ и РБ, вписаны в большую евразийскую интеграцию, которая также имеет свои ограничения и проблемы. И я думаю, что если в течение ближайших нескольких лет мы будем видеть реальные успехи в создании союзного государства, если эти успехи почувствуют наши граждане, живущие и в России, и в Белоруссии, то принятые 4 ноября решения могут стать историческими, поскольку будут стимулировать дальнейшее продвижение большой евразийской интеграции.

Закрыть Наверх
3 комментариев
  • ВВЛАДИМИР
    ВВЛАДИМИР
    Давным, Давно НАДО БЫЛО ОБЪЕДИНИТЬСЯ. " БАТЬКА" НЕ ПРАВ,!!!!
  • Надежда
    Надежда
    давно пора объединиться, у братских народов другой дороги нет.
  • Сазонов Игорь Николаевич
    Сазонов Игорь Николаевич
    Как говорит Владимир Вольфович: "Однозначно надо объединяться." 28 дорожных карт - это реально сблизит наши страны.