Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Дебаты: Сможет ли малый и средний бизнес (МСП) дать новый импульс российской экономике?

Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист
Нет, МСП в России – не такой большой сектор экономики.
читать полностью
Владимир Климанов
Экономист

Малое и среднее предпринимательство в нашей стране — не такой большой сектор экономики, как в других развитых странах мира, в него вовлечено людей меньше, чем за границей, и имеет он совсем несущественную по отношению к другим странам долю в валовом внутреннем продукте.

Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин — это традиционная ориентированность российской экономики на сырьевой сектор; целый ряд исторических факторов. Даже значительные размеры территории сковывают возможности развития предприятий, ориентированных на локальные рынки, поскольку население не сосредоточено в должном количестве на определённой территории (очень часто по отношению к странам той же Западной Европы).

Но есть и целый ряд таких субъективных факторов, почему малый бизнес сдерживается в своём развитии. Их, возможно, стоило бы избегать. В частности, в России есть определённая ориентированность на централизацию в принятии решений, слабость органов местного самоуправления и слабость местных элит вообще, которые де-факто являются драйверами как раз развития малого бизнеса. Или наоборот, малый бизнес двигает развитие местных органов власти, ориентированных на отдельные территории.

В связи с этим однозначно должен развиваться малый бизнес в нашей стране. Он должен придать новый импульс тем инициативам, которые связаны с новым развитием промышленного производства, других отраслей экономики на данном историческом этапе. Но то, что малый и средний бизнес станет по-настоящему драйвером экономики, конечно, пока говорить нельзя.

В то же время в определённых регионах, например, в курортных или отдельных городах, малый бизнес должен служить определённого рода драйвером в развитии этих территорий и придавать им новый импульс в движении вперёд.

Юрий Симачев
Юрий Симачев
Экономист
Да, малый и средний бизнес может быть важнейшим фактором прогрессивных структурных изменений.
читать полностью
Юрий Симачев
Экономист

Малый и средний бизнес может быть важнейшим фактором прогрессивных структурных изменений в российской экономике, причём такое утверждение мы делали и год, и два года назад.

До сих пор малый и средний бизнес играл ограниченную роль в российской экономике. Его вклад в ВВП порядка 20%, вклад в занятость на уровне 25% от общей численности. Это немного по сравнению с другими развитыми странами.

Но ещё важнее, что наш малый и средний бизнес реже (опять-таки по сравнению с другими странами) создаётся в соответствии с некими амбициозными целями учредителей в плане развития. Чаще МСП создается для того, чтобы просто обеспечить некоторый заработок. Соответственно, есть определенное ограничение с тем, кто приходит в малый бизнес и насколько масштабные задачи ставит перед собой.

Получается, что мы не используем малый бизнес в такой степени, в какой она характерна сейчас для развитых экономик: быстрые темпы развития; эффективная трансляция знаний в коммерческие технологии; быстрый поиск различных рыночных ниш и выход на экспортные рынки.

Мы сами в какой-то мере лишаем себя всего этого из-за того, что политика по малому и среднему бизнесу была больше ориентирована на его социальную роль. В то же время, он может играть очень серьёзную структурную роль в экономике.

Сможет ли малый и средний бизнес (МСП) дать новый импульс российской экономике?
53%
48%
Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист
Нет, МСП в России – не такой большой сектор экономики.
читать полностью
Владимир Климанов
Владимир Климанов
Экономист

Малое и среднее предпринимательство в нашей стране — не такой большой сектор экономики, как в других развитых странах мира, в него вовлечено людей меньше, чем за границей, и имеет он совсем несущественную по отношению к другим странам долю в валовом внутреннем продукте.

Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин — это традиционная ориентированность российской экономики на сырьевой сектор; целый ряд исторических факторов. Даже значительные размеры территории сковывают возможности развития предприятий, ориентированных на локальные рынки, поскольку население не сосредоточено в должном количестве на определённой территории (очень часто по отношению к странам той же Западной Европы).

Но есть и целый ряд таких субъективных факторов, почему малый бизнес сдерживается в своём развитии. Их, возможно, стоило бы избегать. В частности, в России есть определённая ориентированность на централизацию в принятии решений, слабость органов местного самоуправления и слабость местных элит вообще, которые де-факто являются драйверами как раз развития малого бизнеса. Или наоборот, малый бизнес двигает развитие местных органов власти, ориентированных на отдельные территории.

В связи с этим однозначно должен развиваться малый бизнес в нашей стране. Он должен придать новый импульс тем инициативам, которые связаны с новым развитием промышленного производства, других отраслей экономики на данном историческом этапе. Но то, что малый и средний бизнес станет по-настоящему драйвером экономики, конечно, пока говорить нельзя.

В то же время в определённых регионах, например, в курортных или отдельных городах, малый бизнес должен служить определённого рода драйвером в развитии этих территорий и придавать им новый импульс в движении вперёд.

Закрыть Наверх
Юрий Симачев
Юрий Симачев
Экономист
Да, малый и средний бизнес может быть важнейшим фактором прогрессивных структурных изменений.
читать полностью
Юрий Симачев
Юрий Симачев
Экономист

Малый и средний бизнес может быть важнейшим фактором прогрессивных структурных изменений в российской экономике, причём такое утверждение мы делали и год, и два года назад.

До сих пор малый и средний бизнес играл ограниченную роль в российской экономике. Его вклад в ВВП порядка 20%, вклад в занятость на уровне 25% от общей численности. Это немного по сравнению с другими развитыми странами.

Но ещё важнее, что наш малый и средний бизнес реже (опять-таки по сравнению с другими странами) создаётся в соответствии с некими амбициозными целями учредителей в плане развития. Чаще МСП создается для того, чтобы просто обеспечить некоторый заработок. Соответственно, есть определенное ограничение с тем, кто приходит в малый бизнес и насколько масштабные задачи ставит перед собой.

Получается, что мы не используем малый бизнес в такой степени, в какой она характерна сейчас для развитых экономик: быстрые темпы развития; эффективная трансляция знаний в коммерческие технологии; быстрый поиск различных рыночных ниш и выход на экспортные рынки.

Мы сами в какой-то мере лишаем себя всего этого из-за того, что политика по малому и среднему бизнесу была больше ориентирована на его социальную роль. В то же время, он может играть очень серьёзную структурную роль в экономике.

Закрыть Наверх
0 комментариев