Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Дебаты: Стоит ли ВУЗам и школам возвращаться к тотальному дистанту?

Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию
Тотальный дистанционный формат не эффективен.
читать полностью
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию

Обязательный и тотальный дистанционный формат, да еще и внезапный, конечно же, гораздо хуже, чем обычное традиционное образование, в этом нет никакого сомнения. С другой стороны, мы пониманием, что если бы его не было, во время локдауна ребята бы не учились вообще. И если сравнивать две эти возможности, понятно, что в такой ситуации хорошо, что дети учились хотя бы онлайн. Московская электронная школа, которую я не раз критиковал и которая была создана не для подобного формата, а для помощи учителям, тем не менее, многое дала, да и сейчас совершенствуется.

Вопрос, что лучше - дистант или очная форма - даже не стоит обсуждать. Очевидно, что очная форма дает гораздо больше, и именно она является настоящим образованием. Однако уже сейчас можно сделать выводы о том, что нам может дать дистант. Только что президент Путин говорил о сокращении числа контрольных, что, конечно, забавно. Глава государства занимается контрольными работами школьников – странная инициатива, да и сама идея немного из прошлого века.

Нам необходимо менять сам формат контроля знаний. И именно информационные технологии дают такую возможность. Домашнее задание можно отправить учителю, можно запустить проверочную тестовую работу на 5-10 минут, существует масса вариантов проверки знаний. Сами по себе контрольные, которых с ужасом ждут ученики, - реалии другого столетия.

Если мы говорим о групповой работе, то когда ребята занимаются онлайн, учитель может в реальном времени за такой работой следить, помогать, советовать. То есть учитель получает не просто результат, а новый формат работы. Есть ребята, которые стесняются говорить в классе, а в электронном формате им отвечать проще. Очень полезными являются и разного рода видеозаписи уроков, лекций и т.д. Ученик мог что-то пропустить в классе или просто не явиться, и таким способом он может вернуться к уроку. Это огромная помощь в образовательном процессе. Да и учителей это может выручить. У многих есть профессиональная болезнь – потеря голоса, и в такой ситуации учитель как раз может быть на дистанте, использовать свои же наработки или чьи-то еще видеозаписи. Таким образом, онлайн-лекции, разъяснение материалов стали для ребят уже привычными. Это мы еще думаем, как им пользоваться, а они пользуются давно.

Дистант заставляет нас думать и о другом формате домашних заданий. Понятно, что в интернете можно найти решение любых задач, значит, нужно иначе ставить вопрос, чтобы ребята самостоятельно работали.

И еще один важен момент - обратная связь, общение преподавателей и учеников, родителей. Родительские собрания – это редкая возможность обсудить все вопросы, особенно учитывая загруженность, а сегодня дистант дал способ общения преподавателей и учеников, учителей и родителей. Это другой формат обратной связи, и он очень полезен.

Если в предыдущие волны коронавируса по опыту не только нашему, но и других правительств, страны вводили школьный локдаун довольно охотно, то сейчас обращаются к этому инструменту в последнюю очередь. Дистант все же очень осложняет жизнь и детей, и взрослых. Это сложно не просто для учебного процесса, но даже для организации жизни, когда дети оказываются не в школе. Поэтому я надеюсь, что в этот раз так не случится. Но диктуют такое решение медики, и, учитывая ситуацию, в какой-то момент это может произойти.

Однако я могу сказать, что в этот раз мы готовы к переходу на «дистанционку» гораздо лучше, чем в первый локдаун. Многие материалы, сервисы разработаны уже всерьез.

Нина Добрынченко-Матусевич
Нина Добрынченко-Матусевич
Эксперт по образованию
Учителя и ученики должны быть готовы к возвращению на удаленку.
читать полностью
Нина Добрынченко-Матусевич
Эксперт по образованию

Я бы вообще не мыслила в формате старых добрых времен. Мир уже гибриден, и образование тоже. Если педагоги будут думать, что сейчас мы переждем и вернемся к старому формату, то спешу разочаровать, старого формата образования не будет больше никогда. Давайте это признаем, смиримся и начнем осваивать новые технологии.

Я сейчас была на форуме кинопедагогики в Тюмени, где с одной стороны выступали продюсеры, документалисты, режиссеры, которые уже живут в новой реальности и понимают, как это работает, а по другую сторону – педагоги, которые рассказывали, что не хотят думать по-новому и хотят работать по-старому. Нужно максимально осознанно внедрять изменения.

Что касается эффективности дистанта, то она серьезно зависит от возраста ребенка. Например, с малышами в начальной школе нельзя так работать. Дети в этом возрасте тактильные, им очень важно посмотреть в глаза, подержать их за руку. То, что они осваивают, – письмо и другие предметы, – это ручная работа, которую никак не перевести в дистанционный формат. Для малышей дистанционка очень тяжела, и для них она если и должна быть, то совсем другой, а лучше ее в принципе для них не внедрять. Хотя, конечно, все дети уже освоили девайсы, но используют их они для игр и развлечения. Навыки, которые малыши должны получить в начальной школе – самоорганизация, планирование, умение учиться, организовать свое рабочее место – все это важно и нужно. Получить такие навыки возможно только при очном, физическом обучении в школе.

Средняя и старшая школа уже адаптированы к онлайн-образованию и с точки зрения физиологии, и психологии. Поэтому здесь я не вижу никаких проблем с дистанционным образованием, кроме технической оснащенности. Одно дело – мы в Москве с двумя-тремя гаджетами на человека, а другое дело – регионы, сельская местность, где по-прежнему чуть ли ни один компьютер на всю деревню. Этот вопрос необходимо решать.

Как и вопрос педагогического мастерства. Понятно, что условная МарьИванна с горшком герани на подоконнике, которая стучит указкой по столу, что в оффлайне, что в онлайне будет малоэффективна. Хорошие же педагоги, во-первых, большая редкость, во-вторых, прекрасно справляются и с дистанционным образованием. Но таких учителей я знаю десяток на всю страну. Всем остальным и без того тяжело учить детей, а через компьютер и подавно. Должны сформироваться новые требования к педагогам.

Родители же во всей этой истории – самая пострадавшая сторона. И если вновь переведут на «удаленку» не только школьников, но и взрослых, это будет настоящим кошмаром. «Всеобщая поквартирная мобилизация», когда каждый сидит в углу со своим девайсом, даже если в наушниках – это необычайно тяжело. Но я думаю, что нам, родителям, нужно в этом случае просто стараться сохранять здравый смысл. Если еще и мы начнем нервничать, срываться и дергать детей, то и им, и нам будет только хуже.

Стоит ли ВУЗам и школам возвращаться к тотальному дистанту?
74%
26%
Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию
Тотальный дистанционный формат не эффективен.
читать полностью
Евгений Бунимович
Евгений Бунимович
Эксперт по образованию

Обязательный и тотальный дистанционный формат, да еще и внезапный, конечно же, гораздо хуже, чем обычное традиционное образование, в этом нет никакого сомнения. С другой стороны, мы пониманием, что если бы его не было, во время локдауна ребята бы не учились вообще. И если сравнивать две эти возможности, понятно, что в такой ситуации хорошо, что дети учились хотя бы онлайн. Московская электронная школа, которую я не раз критиковал и которая была создана не для подобного формата, а для помощи учителям, тем не менее, многое дала, да и сейчас совершенствуется.

Вопрос, что лучше - дистант или очная форма - даже не стоит обсуждать. Очевидно, что очная форма дает гораздо больше, и именно она является настоящим образованием. Однако уже сейчас можно сделать выводы о том, что нам может дать дистант. Только что президент Путин говорил о сокращении числа контрольных, что, конечно, забавно. Глава государства занимается контрольными работами школьников – странная инициатива, да и сама идея немного из прошлого века.

Нам необходимо менять сам формат контроля знаний. И именно информационные технологии дают такую возможность. Домашнее задание можно отправить учителю, можно запустить проверочную тестовую работу на 5-10 минут, существует масса вариантов проверки знаний. Сами по себе контрольные, которых с ужасом ждут ученики, - реалии другого столетия.

Если мы говорим о групповой работе, то когда ребята занимаются онлайн, учитель может в реальном времени за такой работой следить, помогать, советовать. То есть учитель получает не просто результат, а новый формат работы. Есть ребята, которые стесняются говорить в классе, а в электронном формате им отвечать проще. Очень полезными являются и разного рода видеозаписи уроков, лекций и т.д. Ученик мог что-то пропустить в классе или просто не явиться, и таким способом он может вернуться к уроку. Это огромная помощь в образовательном процессе. Да и учителей это может выручить. У многих есть профессиональная болезнь – потеря голоса, и в такой ситуации учитель как раз может быть на дистанте, использовать свои же наработки или чьи-то еще видеозаписи. Таким образом, онлайн-лекции, разъяснение материалов стали для ребят уже привычными. Это мы еще думаем, как им пользоваться, а они пользуются давно.

Дистант заставляет нас думать и о другом формате домашних заданий. Понятно, что в интернете можно найти решение любых задач, значит, нужно иначе ставить вопрос, чтобы ребята самостоятельно работали.

И еще один важен момент - обратная связь, общение преподавателей и учеников, родителей. Родительские собрания – это редкая возможность обсудить все вопросы, особенно учитывая загруженность, а сегодня дистант дал способ общения преподавателей и учеников, учителей и родителей. Это другой формат обратной связи, и он очень полезен.

Если в предыдущие волны коронавируса по опыту не только нашему, но и других правительств, страны вводили школьный локдаун довольно охотно, то сейчас обращаются к этому инструменту в последнюю очередь. Дистант все же очень осложняет жизнь и детей, и взрослых. Это сложно не просто для учебного процесса, но даже для организации жизни, когда дети оказываются не в школе. Поэтому я надеюсь, что в этот раз так не случится. Но диктуют такое решение медики, и, учитывая ситуацию, в какой-то момент это может произойти.

Однако я могу сказать, что в этот раз мы готовы к переходу на «дистанционку» гораздо лучше, чем в первый локдаун. Многие материалы, сервисы разработаны уже всерьез.

Закрыть Наверх
Нина Добрынченко-Матусевич
Нина Добрынченко-Матусевич
Эксперт по образованию
Учителя и ученики должны быть готовы к возвращению на удаленку.
читать полностью
Нина Добрынченко-Матусевич
Нина Добрынченко-Матусевич
Эксперт по образованию

Я бы вообще не мыслила в формате старых добрых времен. Мир уже гибриден, и образование тоже. Если педагоги будут думать, что сейчас мы переждем и вернемся к старому формату, то спешу разочаровать, старого формата образования не будет больше никогда. Давайте это признаем, смиримся и начнем осваивать новые технологии.

Я сейчас была на форуме кинопедагогики в Тюмени, где с одной стороны выступали продюсеры, документалисты, режиссеры, которые уже живут в новой реальности и понимают, как это работает, а по другую сторону – педагоги, которые рассказывали, что не хотят думать по-новому и хотят работать по-старому. Нужно максимально осознанно внедрять изменения.

Что касается эффективности дистанта, то она серьезно зависит от возраста ребенка. Например, с малышами в начальной школе нельзя так работать. Дети в этом возрасте тактильные, им очень важно посмотреть в глаза, подержать их за руку. То, что они осваивают, – письмо и другие предметы, – это ручная работа, которую никак не перевести в дистанционный формат. Для малышей дистанционка очень тяжела, и для них она если и должна быть, то совсем другой, а лучше ее в принципе для них не внедрять. Хотя, конечно, все дети уже освоили девайсы, но используют их они для игр и развлечения. Навыки, которые малыши должны получить в начальной школе – самоорганизация, планирование, умение учиться, организовать свое рабочее место – все это важно и нужно. Получить такие навыки возможно только при очном, физическом обучении в школе.

Средняя и старшая школа уже адаптированы к онлайн-образованию и с точки зрения физиологии, и психологии. Поэтому здесь я не вижу никаких проблем с дистанционным образованием, кроме технической оснащенности. Одно дело – мы в Москве с двумя-тремя гаджетами на человека, а другое дело – регионы, сельская местность, где по-прежнему чуть ли ни один компьютер на всю деревню. Этот вопрос необходимо решать.

Как и вопрос педагогического мастерства. Понятно, что условная МарьИванна с горшком герани на подоконнике, которая стучит указкой по столу, что в оффлайне, что в онлайне будет малоэффективна. Хорошие же педагоги, во-первых, большая редкость, во-вторых, прекрасно справляются и с дистанционным образованием. Но таких учителей я знаю десяток на всю страну. Всем остальным и без того тяжело учить детей, а через компьютер и подавно. Должны сформироваться новые требования к педагогам.

Родители же во всей этой истории – самая пострадавшая сторона. И если вновь переведут на «удаленку» не только школьников, но и взрослых, это будет настоящим кошмаром. «Всеобщая поквартирная мобилизация», когда каждый сидит в углу со своим девайсом, даже если в наушниках – это необычайно тяжело. Но я думаю, что нам, родителям, нужно в этом случае просто стараться сохранять здравый смысл. Если еще и мы начнем нервничать, срываться и дергать детей, то и им, и нам будет только хуже.

Закрыть Наверх
0 комментариев