ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Георгий Бовт
    Георгий Бовт
    Эксперт

    Теоретическая возможность реформирования Совета безопасности есть. Однако в Уставе ООН не предусмотрено такой процедуры, а это значит, что нужно будет вносить изменения в сам Устав. Подобное преобразование потребует солидарного голосования большинства стран-участниц Генеральной ассамблеи. Пока юридического пути к этому нет, но я думаю, что если такое желание будет сильным, придумают и юридические пути.

    В Уставе ООН не предусмотрено исключение страны из Совета безопасности, как и из постоянных членов организации. Но реформа Совбеза каким-то образом, безусловно, может стать возможной. Другое дело, что Россия обладает правом вето, и пока с юридической точки зрения это является непреодолимым препятствием. Поэтому для преодоления его нужно обеспечить подходящее основание. И мы не знаем, как далеко зайдут фантазии стран Запада в этом отношении.

    Мы видим, что в последние время принимаются небывалые решения, не имеющие прецедентов, поэтому исключать нельзя никакого варианта развития событий.

    20 голоса(ов) (35%)
  • Дмитрий Суслов
    Дмитрий Суслов
    Эксперт

    Безусловно, нет. Реформа Совета безопасности ООН возможна только в случае, если будет поддержана всеми пятью постоянными членами и ни один не выступит против. Подобные разговоры ведутся уже многие десятилетия. Единственный компромисс, который пока был достигнут, это то, что права пятерки Совбеза должны быть сохранены в неизменном виде.

    Япония стремится использовать нынешний кризис для продвижения своего давнишнего требования о том, чтобы войти в Совет безопасности ООН на правах постоянного участника. Но против этого, как и против исключения России из Совбеза, как и против лишения России права вето или статуса постоянного участника, выступит не только сама Россия, но еще и Китай. Поэтому подобный шаг просто невозможен.

    Гораздо более вероятным является паралич работы Совета безопасности ООН. Это та реальность, которая возникает всякий раз при усилении конфронтации между постоянными его членами. Совбез оставался парализован большую часть времени в период Холодной войны между СССР и США, соответственно, сегодня ситуация повторяется.

    По некоторым вопросам Россия будет иметь возможность договориться с США, например, по Иранской ядерной программе. Но по большинству вопросов, касающихся интересов США, России и Китая, Совет безопасности ООН окажется парализован.

    Параллельно идут попытки формирования Соединенными Штатами и их союзниками некой альтернативной международной структуры. Об этом говорится все громче и настойчивее: необходима альтернативная система глобального политического управления, которая включала бы в себя, конечно, только «правильные» страны с точки зрения Запада.

    В этой идее нет ничего нового, об этом активно говорили еще в 1990-е годы, когда Россия выступила против войны НАТО с Югославией. Уже тогда начинались разговоры о том, что США и их союзники создадут отдельную от Совбеза и ООН вообще организацию, которая окажется едва ли ни более легитимной структурой глобального управления. Сейчас Запад возвращается к этой идее.

    Джейк Салливан, советник по национальной безопасности президента США, говорил, что нужно создать что-то, основанное на саммите демократий, на миропорядке правил, отдельном от ООН.

    Япония, думаю, выступает в том числе и в этом понимании. В силу невозможности реформирования Совета безопасности ООН может быть создана другая структура. Конечно, это будет раскол миропорядка, серьезный подрыв авторитета ООН, но и структура эта не будет легитимной. Может, она будет легитимна для «коллективного Запада», но не в глазах подавляющего большинства человечества.

    36 голоса(ов) (64%)