Платформа дебатов и общественных дискуссий

Нужен ли в России новый закон об экосистемах?

Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

16 ноября 2021 года на сайте Центра стратегических разработок (ЦСР) было опубликовано исследование об актуальных вопросах регулирования экосистем. Ранее на эту тему уже публиковались доклады Центрального банка РФ и Минэкомразвития РФ.

Ключевая особенность исследования

В исследовании ЦСР, в отличие от иных докладов и концепций по экосистемам, акцент делается на изучении иностранного опыта с предложением на его основе своего рода дорожной карты развилок регулирования экосистем. При этом исследование не сводится к пересказу иностранного опыта. Возможные модели регулирования анализируются и ранжируются с точки зрения их оптимальности для российского права. На важность критического восприятия иностранного опыта указывают и дисклеймеры исследования, которые часто появляются между строк: российским регуляторам необходимо выработать свой подход к регулированию экосистем и создать регулирование, благоприятствующее инновационному развитию и не снижающий конкурентоспособности российских экосистем по сравнению с иностранными «коллегами».

Еще одна особенность исследования ЦСР состоит в отсутствии объемной части, посвященной ликбезу относительно принципов работы экосистемы, порождаемых ими рисков и т. д. Эти аспекты уже не раз воспроизводились в разных работах, и исследование ЦСР ориентируется прежде всего на уже подготовленных читателей.

Нужен ли в России новый закон об экосистемах или с экосистемами «справится» и антимонопольное регулирование?

Этот вопрос является, пожалуй, самым базовым для регулирования экосистем. Как показано в исследовании ЦСР, на уровне Европейского союза разработано принципиально иное регулирование экосистем с особым методом, отличным от антимонопольного законодательства. Однако это регулирование все равно строится на базе известных громких антимонопольных кейсов. В Германии, напротив, посчитали оптимальным не отрываться полностью от антимонопольного законодательства (понятийного аппарата, иных базовых принципов), а вносить в него необходимые правки для учета специфики рисков, порождаемых экосистемами. В то же время немецкий подход к регулированию экосистем также имеет весомые особенности по сравнению с общим антимонопольным правом.

ЦСР в исследовании соглашается с тем, что вопрос о новом законе является базовым, но, скорее, отрицает его принципиальность. Если будет признано целесообразным ввести принципиально новое, специфическое регулирование экосистем, то даже если вводить его в антимонопольное законодательство, оно может настолько отличаться от иных институтов антимонопольного права, что будет уже не важно, в какой закон включено такое регулирование. Это нам показывает и опыт Германии.

Какие еще вопросы были рассмотрены в исследовании?

В исследовании ЦСР рассматривалось несколько вопросов, разбитых по разным блокам. Наиболее принципиальными являются блоки, посвященные юридическому определению экосистем, рассмотрению конкретных запретов для экосистем, а также об особенностях регулирования криптовалют внутри экосистем. В части определения экосистем ЦСР пока воздерживается от предложения конкретных критериев, ограничиваясь изложением иностранного опыта и постановкой вопросов методологии. По конкретным запретам для экосистем (дискриминации, связывания в один пакет разных услуг, антиконкурентного использования уникальных данных) ЦСР во многом приходит к тому, что существующее антимонопольное регулирование в существенной мере уже решает возникающие проблемы. Новое регулирование может упростить правоприменение и применять соответствующие запреты в большем количестве случаев. В отношении регулирования криптовалют внутри экосистем высказывается сдержанная позиция. Основная идея сводится к тому, что рано устанавливать особое регулирование криптовалют внутри экосистем, пока у нас не до конца разработаны общие правила на криптовалютном рынке.

Дебаты
Станислав Митрахович
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Станислав Митрахович
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков