Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Юрий Симачев: «Какие-то автомобили мы будем производить, но они будут более низкого качества и безопасности»

Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

16 мая московский завод «Рено» перешел на баланс города. Мэр столицы Сергей Собянин почти сразу анонсировал, что на нем начнут выпускать автомобили под историческим названием «Москвич». Одновременно с этим весь май простаивает самарский «АвтоВАЗ» из-за отсутствия необходимых комплектующих. В качестве одной из кризисных мер в России временно разрешили выпуск автомобилей класса «Евро-0», без ABS и подушек безопасности. Так, есть ли будущее у отечественного автопрома в условиях санкций и все большей технологической изоляции России? Редакция PublicO спросила об этом у экспертов.

Экономист, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики Юрий Симачев отметил, что если будут выполняться договоренности о поддержке фирмой Renault в возможном поиске комплектующих, партнеров, то это будет очень ценной помощью.

«Сложно сказать про перспективы нашего автомобилестроения в целом. Понятно, что какие-то автомобили мы будем производить, но они будут более низкого качества и безопасности, меньшего разнообразия. Без потерь дело не обойдется. Несправедливо будет сказать, что ничего нельзя будет произвести, но конечное качество и надежность пострадают», — добавил он.

Экономист, политик, публицист Михаил Делягин считает, что проблема не только в уничтоженной ранее промышленности России и сложности поиска альтернативных комплектующих.

«Нужна массовая промышленная активность. Нужны дешевые кредиты. Учитывая, что рентабельность нашей обрабатывающей промышленности по активам 5% (согласно официальным данным), доступный кредит для промышленности — это 2%. Это вам не ипотека. И это задачи уже не для Минпромторга, а для государства: такой дешевый кредит требует ограничения финансовых спекуляций и ограничения произвола монополий. С учетом решения этих двух задач все остальные сложности только технические», — сказал Делягин.

«А также нужно нормализовать образование, чтобы выпускники ВУЗов (не говоря уже о школах и колледжах) были в состоянии хотя бы воспринимать информацию. Сейчас образование, основанное на ЕГЭ, направлено на комплексную и всестороннюю дебилизацию людей. С одной стороны, это очень удобно: они верят официальной пропаганде и любому бреду, который они слышат, и даже воспроизводят этот бред близко к тексту, не задумываясь о его смысле. Но, с другой стороны, это проблема, потому что люди ничему не могут научиться в принципе: у них разрушена способность к обучению», — добавил эксперт.

«Но первые и главные задачи — ограничение произвола монополий и  ограничение финансовых спекуляций», — подчеркнул Делягин.

В свою очередь председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов уверен, что шансов на развитие российского автопрома достаточно много.

«Российский автопром — это же не только российские марки автомобилей, это заводы, находящиеся на территории России. Они здесь работают и платят налоги, на них работают россияне; на многих заводах, собирающих всевозможные марки, уровень локализации достаточно большой, запчасти также идут из России», — отметил эксперт.

«Когда мы говорим о развитии отечественных марок, мы имеем виду наши разработки, и они есть. Я точно знаю, есть у ГАЗа, и у УАЗа есть разработки легковых автомобилей, например, современных кроссоверов, но они не были запущены в серию по причине необходимости больших вложений. У нас делается все, начиная от военной техники и заканчивая инвалидными автомобилями», — заключил Солдунов.

Он подчеркнул, что технологии для развития автопрома в России есть. А если обеспечить спрос, то с учетом использования отечественных запчастей и цена будет «достаточно интересная».

Дебаты
Михаил Юлкин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Михаил Юлкин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Михаил Делягин
Экономист
Михаил Делягин
Николай Доронин
Эксперт по арктической зоне
Николай Доронин
Андрей Кортунов
Политолог
Андрей Кортунов