Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

«Единая Россия» отменяет обязательный техосмотр личного транспорта

unsplash.com

Депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму поправки об отмене обязательного техосмотра частных автомобилей. Процесс ТО будет необходим только при смене автовладельца, постановке транспорта на учёт, в случае изменений конструкции и замены основных агрегатов автомобиля. Законопроект поддержан Правительством России и одобрен комиссией по безопасности дорожного движения. Стоит отметить, что Россия является страной-участницей Венской конвенции о дорожном движении, в рамках которой прохождение обязательного технического осмотра исключено для личного транспорта и предусмотрено лишь для автобусов, грузовиков и прицепов.

По многочисленным просьбам

После принятия законопроекта об отмене обязательного ТО, владельцы автомобилей будут иметь право проходить технический осмотр на добровольной основе. По словам первого вице-спикера Совета Федерации, секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака, процесс осмотра останется обязательным для коммерческого транспорта. Турчак также отметил, что на протяжении года к депутатам «Единой России» поступило большое количество обращений от граждан, просивших отменить ТО, и партия учла просьбы жителей России.

«Процедура техосмотра в нынешнем её виде давно утратила свою прежнюю связь с безопасностью и превратилась в оброк, который автовладельцы последние годы уплачивали исключительно для покупки полиса ОСАГО», — заявил Андрей Турчак. «Владельцы парков такси, автобусов, грузовых автомобилей всё так же будут обязаны регулярно проходить техосмотр. Здесь контроль необходим, и от него никто не отказывается», — подчеркнул первый вице-спикер Совфеда.

Поддержка правительства

Ранее премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о поддержке заявленного законопроекта «Единой России» Правительством РФ. Премьер-министр подчеркнул, что намерен освободить владельцев автомобилей и мотоциклов от обязательного прохождения технического осмотра, поскольку считает ТО неэффективной процедурой. Инициатива единороссов также поддержана и одобрена правительственной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения и лично вице-премьером Маратом Хуснуллиным.

«Предложение парламентариев «Единой России» давно назрело. Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею», — сказал Марат Хуснуллин. «За безопасностью своего мотоцикла или автомобиля, в первую очередь, должен следить собственник», — подчеркнул он.

Законопроект, отменяющий обязательный ТО, разработали Андрей Турчак, руководитель фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов, председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев (фракция «Единой России») и председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Благодаря поправкам, изменения затронут федеральные законы «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как было ранее

До 2012 года на территории России обязательный техосмотр частных автомобилей контролировало МВД, а после 1 января того же года начал действовать закон о передаче обязательного ТО из ведения МВД коммерческим центрам, освобождающий от процедуры владельцев новых автомобилей. Договор об обязательном страховании автогражданской ответственности ОСАГО до принятия этого закона заключался лишь при условии прохождения ТО. Правила трансформировались, и срок без ТО для новых автомобилей был увеличен. Также, до января 2012 года в случае не прохождения автомобилем техосмотра выдавалась диагностическая карта. При прохождении техосмотра владелец авто получал талон. Именно тогда Минтранс РФ утвердил правила заполнения диагностической карты, которая оформлялась по результатам проведения ТО. Длительное время новые автомобили проходили первый техосмотр на 4-й год использования. Машины от 3 до 7 лет «приезжали» на процедуру один раз в два года, а легковой транспорт «старше» 7 лет, подвергался проверке ежегодно.

В 2020 году, в связи с возникновением пандемии коронавируса, «Единая Россия» пролоббировала принятие закона о повышении гибкости тарифов ОСАГО и получении полиса без техосмотра. Принятый в прошлом году закон временно, с 1 марта до 30 сентября 2020 года, позволял заключить договор ОСАГО, не предъявляя диагностическую карту или документ, свидетельствующий о прохождении ТО.

«С 1 марта по 30 сентября страховщики не требуют от автомобилистов подтверждения прохождения ТО в соответствии с выпущенными ранее рекомендациями Центробанка», – заявлял в прошлом году координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский. «Срок прохождения ТО сдвигается на постпандемический период. Согласно временным требованиям, страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых ограничительных мер в связи с пандемией (но не позднее 31 октября 2020 года) предоставить страховщику подтверждение прохождения технического осмотра», – подчёркивал депутат.

Принятый в условиях пандемии закон, временно позволивший обходиться без ТО, существенно облегчил жизнь владельцам частного легкового транспорта, что и объясняет их многочисленные просьбы к депутатам партии «Единая Россия» об отмене процедуры.

Одобрение и критика 

Новые поправки, представленные ЕР в Госдуме, вызвали разнообразную реакцию среди общественности и экспертов. Так, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов подтвердил, что, по его мнению, данный законопроект принесёт серьёзные послабления автовладельцам. «Важно, чтобы автомобилисты считали ТО полезным, – сказал Шкуматов «Ведомостям». – Саму же процедуру техосмотра надо реформировать и обязательным его делать для тех транспортных средств, для которых риск аварий выше, чем у легковых автомобилей».

«То, что предлагается «Единой Россией» сегодня, имеет смысл. Автомобиль до трех лет у большинства производителей находится на гарантии. Большинство автолюбителей проходит техническое обслуживание у официального дилера, который предусмотрен заводом-изготовителем, чтобы эту гарантию не потерять. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что исправный автомобиль, который находится на гарантии у дилера, не нуждается в дополнительных проверках», — прокомментировал инициативу «Единой России» специально для Public Opinion пресс-секретарь Всероссийского общества автомобилистов Георгий Красавцев.

Есть и критические отзывы экспертов, причём количество их вероятно вырастет. Законопроект партии власти раскритиковал Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза: «Похоже, наступает воля вольная. Мы каждый день обсуждаем в СМИ резонансные аварии. И далеко не всегда в них виноват водитель, часто — техника. И теперь таких ситуаций будет больше».

Когда СМИ впервые заговорили о новых поправках, одними из первых гневно отреагировали на новость бизнесмены-владельцы и руководители компаний, предоставляющих услуги ТО. Многие из них назвали инициативу «Единой России» актом политического популизма. Директор федеральной сети станций техосмотра Геннадий Безносов отметил, что новость об отмене ТО является шокирующей для него и его коллег. «Посыл получился интересный: до выборов — полторы недели, и тут представитель «Единой России» дает такую установку: мол, голосуйте за партию и она внесет данный законопроект и примет его. Конечно, законопроект может не одобрить Совет Федераций или президент, но, думаю, это маловероятно. Видимо, грядут очень непростые выборы, раз потребовалось разыграть эту карту», — высказал мнение эксперт.

В последнее время техосмотр был, по сути, формальной процедурой, тем более что с 22 августа обязательное прохождение ТО для оформления ОСАГО было отменено.

Дебаты
Станислав Митрахович
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Станислав Митрахович
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков