Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Электросамокат и ныне там: когда ждать новых ПДД

unsplash.com

Этим летом — как будто в России мало тем для противостояния — жители мегаполисов разделились еще по одному признаку. В первую (малочисленную, но быстрорастущую) группу вошли поклонники электросамокатов; их оппонентами стали все остальные. “Электросамокатчиков” невзлюбили по многим причинам: пешеходы — за езду по тротуарам, автомобилисты — за езду по дорогам, посетители парков — за бесшумное движение и неожиданные звонки в спину.

Вопреки неприязни большой части общества, армия приверженцев двухколесного транспорта в стране растет не по дням, а по часам. Институт территориального планирования “Урбаника” посчитал, что осенью 2020 года отечественные сервисы сдавали в прокат около 11,2 тысяч электросамокатов. Уже через несколько месяцев — в мае этого года — только в Москве парк доступных для аренды средств вырос до 10 тысяч. К концу года его планируют увеличить как минимум вдвое, сообщил руководитель проектов департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Магомед Колгаев. Для сравнения, в дебютном для столичного кикшеринга 2018 году в аренду сдавалась лишь одна тысяча единиц. Рост в 20 раз за три с половиной года — выдающийся показатель, особенно в эпоху “коронакризиса”. 

Люди не только арендуют, но и активно покупают недешевый транспорт: спрос на него рос в стране и в 2019 году, и в 2020, и скорее всего, продолжится в 2021. 

Параллельно растет и число аварий с этим видом транспорта. В середине июня МВД впервые раскрыло невеселую статистику: с января по май 2021 года в России зарегистрировано 112 ДТП с участием электросамокатов, моноколес и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), прирост составил почти 195%. За это время в авариях погибли два человека, 119 были ранены.  

Закон своими руками

В отсутствие единого федерального законодательства, регионы взяли ситуацию в свои руки. В авангард, по обыкновению, вырвалась Москва, где власти уже договорились с кикшеринговыми компаниями об автоматическом — с использованием ГЛОНАСС! — ограничении скорости движения до 15 километров в час в популярных парках и пешеходных зонах. Максимальная разрешенная скорость на других участках составляет 25 километров в час. 

Санкт-Петербург, где ряд компаний по аренде на пару дней даже прекращал работу на фоне проверок Следственного комитета, ввел похожие ограничения: власти и бизнес договорились о запрете езды на самых загруженных центральных улицах и ограничили скорость движения на улицах с плотным туристическим потоком до 10 км/ч. 

О разработке собственных правил объявили в Татарстане, Башкортостане и Сочи.

Что в этой истории нетипично для нашего времени — о полном или частичном запрете аренды или продажи самокатов речи не идет ни на одном уровне. Более того, власти Москвы, например, уверены в удобстве и экологичности этого транспорта. 

“Сервисы аренды самокатов пользуются большим спросом среди жителей города. Они позволяют повысить доступность отдельных районов города, снижать нагрузку на дороги, улучшать экологическую ситуацию. В 2020 году было совершено 2 млн поездок, а в 2021 всего за 2 месяца работы — более 2 млн поездок. Более половины поездок — транспортные, что позволяет жителям отказаться от автомобилей и других видов транспорта” — рассказали в столичном департаменте транспорта.

Похоже, что и россияне в целом разделяют умеренно-позитивный взгляд властей, предлагая не “запрещать и не пущать”, а лишь ввести ряд ограничений для вождения самокатов и электросамокатов на законодательном уровне. Таких взглядов придерживаются около половины россиян (49%). Еще 23% высказались против любых ограничений, остальные затруднились с ответом, свидетельствуют данные опроса исследовательского центра портала SuperJob.ru. 

Обещанного три года ждут

Федеральные власти не стоят в стороне от проблемы, но пока не могут прийти к консенсусу. Осенью прошлого года Минтранс России, который давно оценил набирающую обороты популярность электросамокатов, опубликовал проект поправок к ПДД, в которых прописал и ряд ограничений.

Однако ни этой, ни предыдущей версии документа ходу не дали — профессиональное сообщество не смогло прийти к компромиссу. 

“Пояснили, что были разногласия с ГИБДД. Кроме того, представители некоторых объединений заняли непримиримую позицию. Автомобильное сообщество настаивало, что электросамокаты нельзя пускать на проезжую часть, а представители пешеходов — что им не место на тротуаре. В итоге проект был отклонен”, — рассказал организатор движения городских самокатов Lets Kick Moscow Александр Нилов.

Разработкой необходимых законодательных актов сейчас продолжает заниматься Минтранс. Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заметил, что регулирование передвижения на электросамокатах не требует внесения поправок в закон, однако может быть включено в ПДД.

«В больших городах беда назревает совершенно точно. Пока у меня закона, рецепта нет», — сказал он.

Нет конкретных решений и у других его коллег из Госдумы, где призвали не ждать скорого принятия закона. 

«Для того, чтобы нас не подняли на смех с законом о самокатах, нужно сначала посмотреть практику регулирования этой темы», — приводит “Интерфакс” слова первого замруководителя фракции «Единой России» по законопроектной деятельности Андрея Исаева.

По его ожиданиям, такой закон в России появится в ближайшие месяцы. А это значит, что уже следующим летом пешеходы смогут перестать опасливо отпрыгивать к стенам и боязливо вздрагивать, если, конечно, органы власти, законодатели, бизнес и участники дорожного движения смогут прийти к компромиссу.

Дебаты
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Константин Симонов
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Константин Симонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин