Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Конфликт исторических версий: Малюта Скуратов и митрополит Московский Филипп

unsplash.com

Во время совещания 30 августа губернатор Тверской области Игорь Руденя рассказал президенту РФ Владимиру Путину о планах по восстановлению монастыря Отроч в Твери, отметив, что реконструкция затронет и церковь, где сподвижник Ивана Грозного Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа Московского. Во время разговора губернатор упомянул о своём намерении передвинуть речной вокзал, построенный на месте старинного монастыря. Путин не согласился с ролью главы сыскной службы опричнины в этом деле и указал, что это только одна из версий.

Через несколько дней на Восточном экономическом форуме Владимир Путин, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания, какие еще есть версии гибели митрополита Филиппа, сказал следующее: «Вторая версия простая, что он его не убивал и не проезжал там, а если проезжал, то проезжал мимо. Что касается строительства церкви, да еще по такому поводу, я думаю, что уж точно совершенно нужно получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

Не так страшен царь, как его Малюта

Григорий Бельский не принадлежал к числу выдающихся и известных родов и даже в историю вошел не под настоящим именем, а под прозвищем Малюта Скуратов. Первую часть по разным источникам он получил или из-за небольшого роста или из-за его присказки «молю тя…». Фамилия же Скуратов произошла от прозвища его отца Лукьяна Бельского – Скурат. Он прошёл все ступени опричнины, начиная с низшей позиции, а закончил главой «тайной полиции», когда возглавил сыскную службу и стал ближайшим советником и палачом Ивана IV Грозного.

Как пишут в своей статье историки Башнин Никита Викторович и Корзинин Александр Леонидович: «Григорий Малюта Лукьянович Бельский — одна из самых загадочных личностей XVI в. Большинство современников и потомков считали его кровавым палачом, безупречным исполнителем воли покровителя — царя Ивана Грозного. Малюта Скуратов стал символом опричнины — политики разделения государства и общества на две противоборствующие половины, насильственных земельных конфискаций и переселений служилых людей, убийств и грабежей представителей правящей элиты, духовенства, посадских людей, крестьян».

Первые упоминания имени Бельского относятся к 1567 году и описывают Григория «Малюту» как «голову» войска опричников. Задачей войска, которым руководил Бельский, было сохранение безопасности царя, а также истребление инакомыслия в боярской среде. Так или иначе, «голова» опричников Скуратов-Бельский со временем настолько приблизился к Ивану Грозному, что сумел стать его доверенным лицом. Современники обозначили бы его деятельность как работу представителя спецслужб — в обязанности Малюты входила, согласно распространённой версии, слежка за подозрительными для царя личностями и приём информации от многочисленных доносчиков. С помощью пыток опричники «выбивали» из подозреваемых признания в «злых замыслах» против Ивана Грозного, а после казнили самых «ненадёжных» из них.

Малюте приписывают многочисленные казни подозреваемых в государственных изменах и покушениях на царя. Среди них и двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич Старицкий. Самой масштабной операцией опричнины стала карательная миссия в Новгороде, где глава «высшей полиции по делам государственной измены» казнил около 1500 человек. 

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона имеются следующие данные по Малюте Скуратову-Бельскому: «Григорий Лукьянович — думный дворянин, любимый опричник царя Иоанна IV Грозного. Участвуя почти во всех злодеяниях Грозного, он задушил в 1569 г. митрополита Филиппа, заточенного в тверском Отроческом монастыре. Убит во время ливонского похода в 1572 г. Одна из его дочерей была замужем за Борисом Годуновым, а другая, отравительница М. В. Скопина-Шуйского, — за Димитрием Ивановичем Шуйским. Память о Малюте и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, и даже самое его имя стало нарицательным названием злодея».

Противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа

Митрополит Филипп (Федор Степанович Колычев) принадлежал к одному из знатных боярских родов Московского государства, которые приняли участие в попытке князя Андрея Старицкого поднять восстание против великой княгини Елены Глинской – матери Ивана Грозного – одни из них были казнены, другие попали в тюрьму. Федор Степанович в это время тайно покинул Москву и ушел в монастырь, где, не открывая своего звания, поступил в послушники. Он был пострижен в монахи с именем Филипп и в итоге стал игуменом Соловецкого монастыря после ухода с поста его предшественника Алексия. 

В 1566 году Иван IV предложил Филиппу стать митрополитом московским. Тогда и возник основной конфликт между игуменом и царем: Филипп настаивал на упразднении опричнины, Иван Грозный был категорически против. Церковные иерархи смогли уговорить духовника уступить царю и принять должность. В дальнейшем Филипп неоднократно возвращался к данному вопросу и вошел в историю, как изобличитель злодеяний царских опричников.

«Когда казни стали все более частыми и жестокими, против них поднял свой голос митрополит Филипп. Сам факт столкновения между царем и митрополитом не может вызывать никаких сомнений. Он засвидетельствован источниками самого разного происхождения», — пишет историк, член-корреспондент РАН Борис Николаевич Флоря.

В марте 1568 года в Кремлёвском Успенском соборе опричники во главе с государем после окончания церковной службы попросили митрополита благословить их, однако Филипп демонстративно проигнорировал их просьбу. И лишь после вмешательства бояр отреагировал на просьбы царя и его приближённых обличительной речью.

«О, государь! (…) Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем царским!», — сказал в своём обращении к царю епископ.

Вскоре после произнесённой «вольнодумной» речи, по указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа. Историк Николай Иванович Костомаров пишет, что во время собора Филипп, не дожидаясь приговора, обратился к архиереям со словами: «Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю тебе угодное. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит». Вскоре Филипп был заключен в Отроч Успенский монастырь в Твери, а некоторые из его оставшихся в живых родственников показательно казнены.

В житие указано, что 23 декабря 1569 года Малюта перед очередным карательным походом прибыл в монастырь для получения благословения, а когда духовник отказался благословлять злодеяния, «задушил праведника подушкою».

Споры о смерти митрополита Филлипа

Версия об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым является официальной и общепринятой как среди религиозных, так и светских историков. При этом остается открытым вопрос о небольшом количестве исторических источников, по которым можно судить о тех событиях, а также о достоверности записанных там данных. Это и дает почву для поиска альтернативных версий исторических событий.

Как отмечал в своих трудах Флоря: «Однако в этом случае нам известно гораздо меньше, чем хотелось бы знать. Главным источником, содержащим наиболее подробные сведения о событиях, является Житие митрополита Филиппа, созданное в кругу почитавших своего бывшего настоятеля соловецких монахов, однако даже наиболее ранняя редакция этого памятника возникла много лет спустя после интересующих нас событий, в конце XVI века, когда после смерти Грозного новый царь Федор разрешил перенести останки митрополита в Соловецкий монастырь. Монахи, которых не было в Москве, когда происходили столкновения митрополита и царя, писали по устным рассказам очевидцев, не очень ясно представляя себе хронологию событий».

Альтернативный вариант трагической смерти святителя Филиппа — происки общих врагов митрополита и государя, пытающихся внести смуту в их дружбу. Как сообщает портал Ruskline.ru, «у Святителя и Государя были общие враги, которые пытались, видя их дружбу, поссорить этих выдающихся людей. Царю Иоанну клеветали на Филиппа, а Святителю лгали на Царя, в результате ясно обозначилась разрушительная цель нечестивых сил. Но, Государь, зная своего друга, никак не поддавался на эти бесовские ухищрения, пока трое противников Святителя Филиппа не поехали в Соловецкий монастырь. Имена этих злоумышленников хорошо известны. Это епископ Пафнутий Суздальский, архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они льстивыми словами, угрозами и деньгами склонили к лжесвидетельству некоторых местных монахов, в том числе и их игумена Паисия».

Согласно данной версии, в 1569 году, после всех злоключений, связанных с интригами приближённых, Иван Грозный поручил Малюте Скуратову найти Филиппа, однако Скуратов застал святителя убитым, после чего сразу же уехал в столицу и доложил о смерти митрополита Грозному.

Таким образом, Владимир Путин дал новые основания для пересмотра официальной позиции на смерть митрополита Филиппа.

Реакция Русской православной церкви

После сообщения Владимира Путина о том, что официальная версия смерти святителя Филиппа — не единственная из существующих, СМИ опубликовали комментарий члена синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Владислава Цыпина: «Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию», — сообщил отец Владислав.

Сразу же после комментария отца Владислава Цыпина, замуправделами Московской патриархии, епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) опубликовал в своём Telegram-канале буквально следующее (орфография сохранена): «Не знаю, что слово в слово сказал мой глубоко уважаемый научный руководитель, профессор-протоиерей Владислав Цыпин. Вполне допускаю, что это было академическо-ироничное в адрес задававшего вопрос журналиста: «обоснуйте, коллега» с профессорским жестом поправления очков на переносице. А если по существу: никаких пересмотров житий святых на повестке дня не стоит».

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что поднятие вопроса о причастности или непричастности Малюты Скуратова к смерти митрополита Филиппа связаны именно с личностью самого царя, а также с идеей канонизировать Ивана IV и даже причислить его к лику святых. В этом случае, версия о непричастности царской опричнины к смерти митрополита действительно более предпочтительна.

Остается лишь надеяться, что профессиональное историческое сообщество разберется в событиях тех времен и ответит на вопрос: действительно ли Малюта задушил митрополита Филиппа или «просто мимо проезжал»?

Для выявления более или менее точной версии гибели митрополита Филиппа, причастности к его смерти Малюты Скуратова и косвенного отношения к событию царя Ивана Грозного, историкам может потребоваться много работы и серьёзных аналитических исследований. 

Дебаты
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Константин Симонов
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Константин Симонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин