Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Кругом враги

Фото: fotoart.org

«Это является нарушением всего и вся». Так пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков охарактеризовал литовские ограничения на грузовой транзит в Калининградскую область.

«Если в ближайшее время грузовой транзит между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации через Литву не будет восстановлен в полном объеме, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов», говорится в заявлении МИД РФ.

«Мне кажется, она должны понять главное: когда РФ произносит слово в отношении другой стороны, характеризуя ее поведение, как откровенно враждебное, то здесь уже не до разговоров, не до каких-то нахождений формул, которые могли бы увести ситуацию в сторону и сделать вид, что проблемы не существует», уточнила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова.

Член Совета Федерации Андрей Климов назвал блокаду прямой агрессией и предложил прибегнуть к самозащите.

Его коллега Андрей Клишас расценил литовские ограничения как посягательство на суверенитет России и посчитал возможным «очень жесткий» ответ.

«Пусть они посмотрят на Украину и подумают, какие еще методы могут быть с нашей стороны», — посоветовал сенатор Сергей Цеков.

Хамский полузапрет

О том, что Литва запретила транзит подсанкционных товаров по железной дороге в Калининград, вечером 17 июня сообщил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. По его словам, Литовские железные дороги менее чем за сутки уведомили Калининградскую железную дорогу, что с 18 июня прекращают «пропуск транзита из/в Калининградскую область из других регионов РФ большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции».

Министерство иностранных дел Литвы направило временному поверенному в делах России Сергею Рябоконю ноту, разъясняющую применение мер Европейского союза (ЕС) в отношении продукции из стали и черных металлов, следующей транзитом между Калининградской областью и остальной частью России, сообщил литовский МИД. «Пассажиры и товары, на которые не распространяется санкционный режим ЕС, продолжают перевозиться по территории Литвы в Калининградскую область и из нее. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу», — говорится в сообщении.

По предварительным оценкам властей Калининградской области, под запрет попали примерно 40–50% транзитных грузов. Это в том числе строительные материалы, цемент, металлы, целый ряд других товаров, важных для строительства и производства, готовая продукция из Калининграда, уточнил Алиханов. На нефтепродукты, по словам Алиханова, запрет пока не распространяется: транзит бензина и дизеля разрешен до декабря, угля — до 10 августа.

С российской точки зрения, выглядит это по-хамски.  Ведь речь идет, по сути, о блокировании внутрироссийских перевозок. Пятый пакет европейских санкций, введенный против России в апреле 2022-го, коснулся грузоперевозок, но Калининград был исключением. Считалось, что это связано с подписанными в начале 2000-х соглашениями, по которым Литва обязалась не мешать поставкам в российский эксклав, чтобы попасть в Евросоюз.

Вице-спикер верхней палаты парламента Константин Косачев заявил, что Литва нарушила международно-правовые акты, когда запретила транзит товаров. Помимо договоренностей между Россией и ЕС, он упомянул соглашение по тарифам и торговле ВТО и международные транспортные конвенции. Губернатор Алиханов считает, что Литва произвольно толкует термин transfer в санкционных документах. Он касается передачи России определенных товаров и технологий, но никак не транзитных перевозок. ЕС при этом заявляет о литовском суверенном праве на принятие решений.

Все это лишь казуистика, и нужно искать обходные пути. Ими станут морские перевозки из Усть-Луги в Ленинградской области. Там есть свои сложности, они выйдут дороже, чем по железной дороге, но не принципиально. Важно то, что энергетическая безопасность эксклава обеспечена заблаговременно построенными там мини-электростанциями и регазификационной плавучей установкой «Маршал Василевский».

Наш ответ

Песков говорил, что ответ с российской стороны будет дан после анализа ситуации. Наши политические отношения с Литвой уже на дне. Послы отозваны, дипломатов после взаимных высылок почти не осталось. Дальше – только полный разрыв дипотношений. В экономическом плане отношения тоже практически на нуле. В России нет литовских товаров, в Литве – российских. С 22 мая Литва прекратила закупки российской электроэнергии, а еще раньше остановила импорт нашего газа. В Клайпеде работает регазификационная установка, изначально ориентированная на американский СПГ. Литве ее мощностей хватит. Можно, как уже говорят некоторые официальные лица, перекрыть литовский транзит через Калининградскую область и Белоруссию, но тогда ведь и Вильнюс остановит полностью наши перевозки.

Более горячий ответ предлагают те, кто считает литовские действия нарушением российского суверенитета, ее территориальной целостности и поводом для приведения в действие ядерной доктрины. Логика такая: ограничивая наш транзит, Литва нарушает договор начала 2000 годов, по которому Россия признает ее границы. На этом основании Россия, как правопреемница СССР, может пересмотреть административные границы республик (а в Думе очень кстати лежит инициатива депутата Федорова о пересмотре решения о признании литовской независимости). Нынешние границы Литвы совпадают с границами Литовской ССР, в которую вошли земли, не входившие в состав межвоенной Литовской республики. Например, Вильнюс был польским городом до 1939 года, а Клайпеда под названием Мемель – немецким до 1945. Решением Потсдамской конференции Мемель был передан Советскому Союзу, а не входящей в его состав республике. Позже Сталин отдал его литовцам.

Для реализации боевого сценария нужно для начала «всего лишь» пробить так называемый Сувалкский коридор от Белоруссии до Калининградской области вдоль польской границы. Его протяженность около ста километров, но это расстояние до третьей мировой войны.

Литва – член НАТО. Пятый пункт устава НАТО гласит: «Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона».

Нет провокаторам

На Украине у Запада успехов маловато. Жернова СВО медленно, но методично перемалывают боеспособные части ВСУ, и никакие поставки западного оружия тут не помогут. К нему ведь надо людей обученных приставить, а их все меньше и меньше… Херсон, Мариуполь, Северодонецк. Далее – Славянск, Краматорск, Николаев, Одесса? А еще далее? Поэтому-то и возникают все новые точки напряжения по периметру России. Надо отвлечь внимание, распылить силы, заставить Москву принять негодные цели. Вспомним, как уже после 24 февраля началась возня в Карабахе, потом зашумело вокруг Приднестровья… Сейчас вот Литва. Не сегодня-завтра возникнет еще что-нибудь, в Средней Азии или на Кавказе.

Реагировать на это надо, но спокойно, без истерик. Военно-политическим руководством России приняты четкие решения о проведении специальной военной операции на Украине. Осуществлению ее целей ничего не должно мешать. А российские деятели, требующие немедленного начала крупномасштабных военных действий в ответ на западные уколы, и есть самые настоящие провокаторы, действующие, по сути, в интересах противника. Пусть даже и по скудоумию или в погоне за дешевой популярностью.   

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Дебаты
Михаил Юлкин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Михаил Юлкин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Михаил Делягин
Экономист
Михаил Делягин
Николай Доронин
Эксперт по арктической зоне
Николай Доронин
Андрей Кортунов
Политолог
Андрей Кортунов