Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Meta: новая матрица Facebook

unsplash.com

В конце октября нынешнего года стало известно, что компания Марка Цукерберга Facebook Inc. меняет название на Meta с целью дальнейшей работы над созданием новой виртуальной реальности. Разработка продукта находится в стадии подготовки к запуску. Преображение социальной сети в метавселенную призвано расширить прежние способы взаимодействия пользователей. Технология нового продукта называется Mesh — это смешанная реальность, дающая возможность всем желающим осуществлять коворкинг и общение в условиях дополненной 3D-реальности.

Будущее становится настоящим

В марте компания Microsoft уже анонсировала платформу Mesh, с помощью которой можно общаться и сотрудничать дистанционно, в режиме смешанной реальности. Цель внедрения новейшего продукта — повсеместное использование прогрессивных технологий для многофункционального взаимодействия людей, объединённых в те или иные группы.

Находясь физически далеко друг от друга, пользователи будут способны ощутить так называемый эффект присутствия внутри коллектива. То есть, продукт Mesh — ни что иное, как иммерсивная дистанционная совместная деятельность в 3D-формате, способствующая максимальной продуктивности. Впервые о новейшей технологии Microsoft заявил на конференции Ignite 2021. В рамках всемирной пандемии и серии локдаунов данный проект ещё весной заявил о себе как о тренде, меняющем реальность и заслуживающем пристального внимания общественности.

Больше, чем тренд

Технология Mesh даёт возможность участникам того или иного сообщества подключиться к виртуальной реальности с помощью целого ряда гаджетов — смартфонов, планшетов, ПК и VR-гарнитур. Кроме того, специально для данного сервиса компания Microsoft предлагает созданную ей же гарнитуру дополненной реальности HoloLens 2. Представители компании утверждают, что в процессе использования технологии создаётся уникальный эффект: вы действительно находитесь в одном помещении с кем-то и делитесь контентом. Таким образом, напрашивается промежуточный вывод — иммерсивные технологии, то есть, технологии, создающие эффект присутствия — не просто тренд последнего времени, а больше, чем тренд.

В ранних версиях Mesh участники общения либо коворкинга представлены в виде виртуальных аватаров, однако в настоящее время разработка ведётся в сторону создания голограмм, демонстрирующих реальных людей, которые пришли на платформу для взаимодействия друг с другом, в роли самих себя. Планируется, что революционная технология принесёт практическую пользу и станет незаменимой в условиях удалённой работы для таких специалистов, как инженеры, дизайнеры, архитекторы, разного рода разработчики и программисты, креативщики и технологи, а также учёные. Словом, Mesh — идеальная среда для дистанционной работы, требующей присутствия коллектива в одном виртуальном помещении.

Интеграция с Facebook Inc.

Технология Mesh, разработанная компанией Microsoft, после интеграции с Facebook Inc. уже сейчас, в режиме реального времени, превращается в новую матрицу существования под названием Meta. Метавселенная, продвинутая версия социальной сети, ранее известной как Facebook, уже доступна для пользования в предварительной версии.

Проектом создания уникальной вселенной под названием Meta в данный момент времени занимается объединённый ряд специалистов, которые в течение нескольких лет создавали приложения виртуальной реальности Facebook Reality Labs. В разработках также принимают участие создатели очков дополненной реальности Oculus и устройства для видеоконференций Portal. Если объединить все данные наработки, то они и есть — та самая база и основа создания виртуальной реальности Meta. Для запуска многофункциональной работы в новых условиях 3D не нужно будет изучать какие-либо новые и непонятные пользователю способы связи — включение в работу и любое взаимодействие требует лишь наличия подключенного интернета.

Этический нюанс бестелесности

Facebook Inc. во главе с Марком Цукербергом создают революционное детище, платформу, способную практически заменить физическую реальность. Метавселенная с помощью разработки Mesh в конечном итоге представит собой: виртуальную реальность (VR), а именно искусственно созданный вымышленный мир, подобный компьютерной игре; дополненную реальность (AR), позволяющую мгновенно идентифицировать информацию и быстро совершать действия поверх существующей реальности; смешанную реальность (MR), где с помощью AR виртуальные объекты способны частично взаимодействовать с реальными. Таким образом, заглядывая в недалёкое будущее, можно спрогнозировать постепенное условное истончение грани между реальностью и виртуальным миром. 

Большинство совершаемой работы перейдёт в виртуальность. Туда же со временем перейдут общение по интересам, знакомства, развлечения, досуг, шоппинг, культурные мероприятия, обучение и т.д. Эксперты заговорили о грядущем феномене бестелесности, формированию которого способствует стирание границ между реальностью и виртуальностью. В ближайшее время может обостриться вопрос этичности в рамках «захвата» нынешней физической реальности искусственным интеллектом (ИИ). Проблема замещения реального мира искусственным, вытеснение людей в цифровой мир в виде аватаров с одной стороны захватывает, а с другой — тревожит. Насколько этично бестелесное существование в условиях нового метамира, остается открытым вопросом.

Слово экспертам

Иван Бегтин, директор АНО «Инфокультура», комментируя трансформацию Facebook Inc. в Meta эксклюзивно для PublicO, склонен считать, что создание метавселенной — это попытка отвлечения пользователей от насущных проблем реальности в виде громких скандалов и разоблачений. Не единственный в своём роде факт утечки информации с данными пользователей детища Марка Цукерберга должен затмить новейший проект, переключивший внимание недовольных на себя.

«Facebook сейчас в эпицентре общественного, регуляторного, политического внимания. Компания сталкивается и с огромным количеством претензий со стороны регуляторов, причем как текущих, так и потенциальных. Разговоры активно идут даже о том, может ли Марк Цукерберг в принципе управлять компанией и не является ли все это его виной», — констатировал Бегтин.

«Таким образом, переименование FB происходит на фоне довольно сильного общественно-политического давления и одновременно декларирует некую схему модели существования компании, но не отказ от предыдущей. Facebook – это все еще колоссальный сбор данных о каждом человеке», — подчеркнул эксперт.

Этический вопрос бестелесности в условиях новой метареальности поднимает Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им М.В. Ломоносова.

«Цифровые аватары – это путь к отказу от телесности. Но ведь мы возникли в ходе эволюции. И наши ценности, наши поступки связаны с телесностью, хотя бы с тем, что мы смертны. Этот фактор очень влияет на наше поведение. Метавселенная же дает цифровое бессмертие. И при её развитии, мы можем ожидать кардинальной смены социальных отношений вплоть до отказа от телесности ради цифровой жизни. Но жизнь ли это?», — подчеркнула Брызгалина, выступая в экспертных дебатах PublicO.

Текст:

Елена Островская, обозреватель PublicO

Дебаты
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Константин Симонов
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Константин Симонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин