Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Нужны ли России частные ВУЗЫ?

Фото: РИА ФедералПресс / Евгений Поторочин

По сообщениям независимых экспертов, почти 50 % учащихся получает в нынешнем году образование в негосударственных высших учебных заведениях. Частное обучение приобретает статус высококачественного в противовес государственному. Самыми актуальными направлениями в частных ВУЗах сегодня стали нанотехнологии, IT, искусственный интеллект, цифровой дизайн. На втором месте по популярности факультеты, где обучают культурологии, изобразительному искусству, кинематографии, музыке. Бюджетные места в негосударственных университетах забиты до отказа, в то время как в государственных зафиксирован бюджетный недобор. Исследуем причины.

Современная тенденция

          В последние несколько лет интерес к высшему образованию заметно снизился. По данным исследования Superjob, которое было проведено весной текущего года, обучаться в ВУЗах намерены менее 50 % абитуриентов, тогда как в 2010 году желающих получать высшее образование было намного больше — 80 % выпускников школ. Опросы портала Superjob выявили, что молодые люди не видят смысла в обучении, они стремятся как можно скорее приступить к работе и зарабатыванию денег. Большую роль в таком отношении к учёбе сыграло распространение так называемых онлайн-курсов, интенсивов и самообразовательных методик, чему активно потворствует цифровизация, и чему немало поспособствовала пандемия коронавируса.

          Эксперты отметили ещё одну новую современную тенденцию — отложенное высшее образование. Молодые люди вначале приобретают профессию и только после этого думают о высшем образовании. В таком подходе граждан к учёбе сыграла роль высокая стоимость платного образования в России. Также если анализировать объявления хэдхантеров, то можно прийти к выводу, что большинство работодателей готовы взять на работу в первую очередь профессионала с практическими наработками, а не студента-выпускника без какого-либо опыта. Молодые россияне видят, что диплом фактически обесценен, и нет смысла тратить время — граждане без образования, особенно специалисты по продажам, администраторы и организаторы имеют финансовый успех и независимость.

          Эксперты уверены — тенденция вполне оправдана, учитывая, что, по данным Росстата, треть выпускников ВУЗов 2016-2018 годов по специальности не работают. Кроме того, ситуация в образовательной сфере является сейчас переломной, образовательные программы трансформируются, и существует точка зрения, что самыми «гибкими» в данном отношении среди российских высших учебных заведений становятся именно частные ВУЗы.

Расширение стандартов

          Известно, что последние 10 лет частные университеты и институты дают учащимся знания по федеральным образовательным стандартам. Постепенно в государственных ВУЗах начали внедрять систему 2+2+2, согласно которой уже на 3 курсе, а не после четвёртого, студенты имеют право выбрать сферу специальной профподготовки. В частных ВУЗах происходит то же самое, но всё чаще представители негосударственных образовательных учреждений стремятся расширить границы общепринятых стандартов в плане обучения. У негосударственных ВУЗов, в отличие от государственных, имеется больше возможностей для манёвров, поскольку они независимы и существуют на рынке образования в условиях жёсткой конкуренции. Именно поэтому каждое частное учебное заведение стремится давать уникальные знания по программе обучения самой востребованной профессии, получаемой студентом наиболее доступным и удобным способом.

          «Все частные ВУЗы учат, руководствуясь стандартами. Более того, мы их выполняем, наверное, более скрупулезно, чем государственные ВУЗы. Причина ясна: в случае ошибки с нас спросят по полной. Но хотелось бы расширить рамки. Мое глубочайшее убеждение — любой жесткий стандарт тормозит развитие. Мы открыли и изучаем нанотехнологии. Но разве это вершина развития? Нет! Уже есть фемтотехнологии — то, что еще меньше «нано». За этим будущее, но никаких стандартов по изучению и преподаванию фемтотехнологий нет. Но не стоять же нам на месте из-за этого», — рассказал RG.RU в рамках интервью председатель Ассоциации негосударственных ВУЗов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов.

Политолог Иосиф Дискин в экспертных дебатах PublicO заявил: «Ряд частных вузов демонстрирует высочайшее качество образования. Например, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова».

Расширяя образовательные стандарты, частные ВУЗы с одной стороны выигрывают конкуренцию среди себе подобных, а, с другой стороны, «уводят» аудиторию и высококвалифицированных преподавателей у государственных образовательных высших учебных заведений, где уже сегодня зафиксирован массовый недобор на бюджетные места.

Получило общественный резонанс дело в отношении «Шанинки», Московской высшей школы социальных и экономических наук, основанной профессором социологии Манчестерского университета Теодором Шаниным. «Шанинка» является российско-британским университетом, методики обучения которого успешно сочетают в себе принципы западной модели и лучшие основы российской классической школы. Преподавание в «Шанинке» происходит на двух языках (русском и английском) по российским и британским стандартам. По окончанию ВУЗа студенты получают двойной диплом — МВШСЭН и Манчестерского университета. Между тем, 11 октября стало известно о задержании в Москве ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергея Зуева. Его подозревают в хищении более чем 21 млн рублей, принадлежащих «Фонду новых форм развития образования». На сегодняшний момент времени, по данным МВД, Зуев задержан на основании статьи 91 УПК РФ. Данный фонд ранее возглавляла Марина Ракова, экс-вице-президент Сбербанка.

Политолог Алексей Мартынов дал комментарий PublicO о необходимости ужесточения контроля в системе образования: «Система государственного образования имеет весьма серьезные бюджеты. И участившиеся в последнее время скандалы, связанные с бюджетными нарушениями, — своего рода маркер, который это подтверждает. Конечно, хотелось бы, чтобы за этим финансированием был ужесточен контроль и не только расходования бюджетных средств, но и кадров, организации работы, профессорско-преподавательского состава и т.д.»

Революция в системе образования

Сегодня мы наблюдаем революционные трансформации подхода к образованию в ВУЗАх, особенно в частных. Само понятие «высшее образование» серьёзно меняется. Какие высшие учебные заведения выйдут на передовую в ближайшее время — государственные или частные? В данном контексте весьма интересно мнение о предстоящих переменах бывшего ректора Высшей школы экономики Ярослав Кузьминова.

«Качественный ВУЗ — это глобальное мировое образование без национальных границ», — заявил в рамках беседы с ТАСС Ярослав Кузьминов.

«В острый период пандемии цифровые технологии взяли на себя повышенную нагрузку. Не везде они справились со своей задачей. Например, школьное образование еще не готово переходить на цифру. Совершенно обратную ситуацию мы наблюдаем в высшем образовании. Благодаря тому, что практически каждый студент имеет навыки и необходимое оборудование для работы в интернете, переход на дистанционное обучение не сказался на его общем уровне. Более того, вынужденные несколько месяцев обучения в онлайн режиме, выявили и большие перспективы в развитии высшего образования. Пандемия коронавируса запустила процесс глубокой модернизации высшего образования. Стало понятно, что устаревшие способы и программы обучения уже не могут удовлетворять современным стандартам обучения квалифицированных специалистов», — уверен эксперт.

«Сегодня мы становимся свидетелями революционных изменений в подходе к получению высшего образования. Скачок идей и новых подходов к ближайшим перспективам высшего образования настолько велик, что по масштабам и значимости его можно сравнить с промышленной революцией XXVIII века. Открылась колоссальная по своей значимости перспектива модернизации всего мирового высшего образования. Те ВУЗы, которые поймут это раньше, займут лидирующие позиции в мире по качеству и доступности образования».

Есть ли возможность понять, принять и внедрить в методику обучения революционные изменения у государственных ВУЗов, или же принятые ранее рамки стандартов помешают им быстро перестроиться? Вполне возможно, что у частных высших учебных заведений появился реальный шанс выйти на новый уровень, не пытаясь получить господдержку, а соответственно и зависимость от государства, но действуя собственными силами.

Текст: Елена Островская, обозреватель PublicO

Дебаты
Станислав Митрахович
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Станислав Митрахович
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков