Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Пунктуальность – вежливость авиакомпаний

Фото: РИА ФедералПресс / Полина Зиновьева

Средний показатель пунктуальности авиарейсов 16 российских авиакомпаний в декабре 2021 г. составил 50,3%, как следует из данных британского агентства авиастатистики OAG и расчетов «Ведомостей». Это более слабый показатель как по сравнению с ноябрем 2021 г. (67,3%), так и с декабрем доковидного 2019 г. (68,45%).

При этом наш крупнейший авиаперевозчик «Аэрофлот» снова вошел в тройку самых пунктуальных компаний мира. В «Лиге пунктуальности» OAG за январь 2021 — декабрь 2021 он занял третье место, войдя в первую тройку самых пунктуальных перевозчиков мира в ежегодно публикуемом рейтинге On-Time Performance Review.

Но за 2019 год Аэрофлот был чемпионом рейтинга пунктуальности, чем немало и вполне обоснованно гордился. Сохранение призового места – тоже неплохо, но в в чем причина дауншифтинга? Тем более, что и остальные наши авиакомпании съехали вниз.

В декабре 2021 г. опаздывать стали чаще все крупнейшие перевозчики РФ из первой шестерки по объему перевозок пассажиров, следует из статистики OAG. «Победа» выполнила без задержек 71,9% рейсов, заняв лишь 83 место среди компаний региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и первое среди российских. «Аэрофлот» не задерживал 71,8% авиарейсов, S7 Airlines — 62%, Utair — 57,8%, «Россия» — 46,2%. Хуже всех дела обстоят у «Уральских авиалиний»: лишь 36,5% рейсов было выполнено без серьезных опозданий. Компания заняла 140 место из 150 авиакомпаний в рейтинге по EMEA. Ниже нее оказались менее крупные перевозчики Nordstar (35,9%, 142 место), «Газпромавиа» (22,2%, 147 место) и «Якутия» (0,6%, 149 место).

Причин несколько.

Во-первых, резко возрос авиатрафик по сравнению с провальным из-за пандемии 2020 годом. А кадровый потенциал авиакомпаний и аэропортов естественным образом оказался ослабленным.

Во-вторых, декабрь 2021 года стал на порядок более «зимним», чем декабрь 2019 года. Снег, метели, ухудшение видимости, обледенение взлетно-посадочных полос и самих самолетов внесли свой вклад в задержки рейсов по всей России.

Есть еще одна проблема, нависающая над российской авиационной отраслью: тяжелое финансовое состояние национального провайдера аэронавигационного обслуживания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», занимающегося диспетчерским обеспечением безопасности авиаперевозок. Из-за пандемии и потери аэронавигационного сбора это стратегическое предприятие потеряло около 60 % доходов и готовит массированные кадровые сокращения.

Слух об увольнениях диспетчеров был официально опровергнут, речь идет в первую очередь об административном персонале. Так что непосредственной угрозы того, что наше небо останется без присмотра, нет. Но неприятный осадок, к тому же на фоне разговоров об акционировании ФГУПа, остался.

Аэрофлот – наше SVO

Шереметьево (международный код – SVO), носящий имя Александра Сергеевича Пушкина (который «наше всё») — базовый аэропорт «Аэрофлота». Он тоже неплохо смотрится в международных рейтингах — в 2021 году почти 95% рейсов улетели по расписанию. И это вселяет уверенность в том, что снижение показателей главного российского перевозчика носит все-таки временный характер.

Ведь еще несколько лет назад «Аэрофлот», по словам его генерального директора Виталия Савельева, был на 26 месте в мире по пунктуальности. И впереди у него, да и у всей гражданской авиации России, светлые перспективы. Они довольно четко прописаны в Стратегии развития авиакомпании до 2028 г., принятой в середине 2020 года. В этом документе под неформальным названием «30/30» предполагается увеличить объем пассажиропотока на 30 млн человек в год в период с 2023 по 2028 год. Второе «30» — это уменьшение цен на полеты в экономклассе на 30%. Уже к 2026 году группа (Аэрофлот», «Победа» и «Россия») планирует использовать 200 российских самолетов SSJ 100 и МС-21. Всего же намечено расширить флот с почти 360 воздушных судов (на конец 2019 года) до примерно 520.  Все это не только должно вывести компанию в мировые лидеры авиаперевозок, но и приведет к повышению мобильности населения, важному показателю экономического развития страны.

Савельев говорит: «Вполне возможно, что мы [по доле рынка к 2028 году] выскочим за 50%.  Мы прикидывали, что займем 62-64%».

Борис Рыбак, генеральный директор компании «Инфомост» и заместитель председателя общественного совета «Аэрофлота», писал по этому поводу: «В случае успеха реализации стратегии столь агрессивного роста тройка авиакомпаний группы «Аэрофлот» не только закроет большую часть потребностей Российской Федерации в воздушных перевозках, но и станет важным центром экспорта транспортных услуг в объеме примерно $20-25 млрд год. Что немаловажно, это экспорт высокотехнологичных несырьевых услуг».

И да, не забудем, что «Аэрофлот» остается получателем транзитных платежей за пролет иностранных самолетов над нашей территорией. Неплохая основа для оптимизма.

Проблема омикрона

Начавшаяся в мире очередная волна коронавирусной инфекции может спутать все карты. Мы видим, что заболеваемость ставит новые рекорды в США – более миллиона в день — и Европе. Президент Путин говорит о неизбежности резкого подъема заболеваемости и у нас. Медицинские власти прогнозируют шестизначные цифры по количеству зараженных уже в ближайшие недели. Значит, нас ждет новое закрытие стран и регионов, заболеваемость экипажей, рост опасений у пассажиров, новый виток введений QR кодов и т.д. Все это неминуемо ставит авиаиндустрию на якорь. По некоторым данным, уже сейчас февральская заполняемость европейских рейсов «Аэрофлота» — около 25%.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Дебаты
Александр Закондырин
Эксперт по экологии
Александр Закондырин
Руфина Шагапова
Эксперт по экологии
Руфина Шагапова
Василий Тихонов
Эксперт в сфере ЖКХ
Василий Тихонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин
Василий Тихонов
Эксперт в сфере ЖКХ
Василий Тихонов
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков