Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Станет ли ОДКБ евразийским НАТО?

Фото: odkb-csto.org

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана через некоторое время после распада Советского Союза и является региональной военно-политической организацией, объединившей ряд стран постсоветского пространства. Формальный центр ОДКБ находится в России, откуда курируется состояние боевой готовности и военный потенциал шести стран, входящих в объединение — Армении, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана и самой России.

Создание

Целью ОДКБ изначально и до сегодняшнего момента является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе, независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-участников, приоритет в достижении которых данные государства отдают политическим средствам«.

Созданию Организации Договора о коллективной безопасности предшествовало подписание договора, ставшего плацдармом объединения стран бывшего СССР. Договор был подписан 15 мая 1992 года Казахстаном, Арменией, Россией, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Азербайджан вступил в организацию немногим позднее, в 1993 году, а за ним подтянулись Грузия и Белоруссия.

«Мотивом подписания 15 мая 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности стало понимание рядом постсоветских государств того, что в сложившейся обстановке в мире нельзя полагаться в вопросах обеспечения безопасности лишь на собственный заметно ослабленный оборонный потенциал, без сохранения и воссоздания кооперации в политической, военной, военно-технической и военно-экономической областях», — пишет в своей статье для ТАСС генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров.

Пятилетний договор о коллективной безопасности, имевший возможность продления, вступил в свою силу 20 апреля 1994 года. По прошествии пяти лет, в 1999 году, из ОДКБ вышли три страны — Грузия, Азербайджан и Узбекистан, присоединившийся впоследствии к Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ). 

Международный статус

14 мая 2002 года было принято решение трансформировать статус Договора коллективной безопасности (ДКБ) в так называемое полноценное объединение с международным статусом. Так организация закономерно получила название, которое носит до сих пор — Организация Договора о коллективной безопасности  или ОДКБ. Осенью того же года у Организации появились Соглашение о правовом статусе, а также Устав, одобренные государствами, которые входят в объединение. С декабря 2003 года ОДКБ зарегистрировано в Секретариате Организации объединённых наций (ООН).

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства – участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН», — гласит ключевой тезис ДКБ, как напоминает Юрий Хачатуров.

Миссия

Основополагающая цель создания ОДКБ — обеспечение международной и локальной безопасной обстановки, установление стабильности, укрепление мирных отношений, защита территориальной целостности и независимости и охрана суверенитета государств, входящих в Организацию.

«Принципы, изложенные в Договоре о коллективной безопасности и Уставе Организации составляют смысловой каркас ОДКБ, задают вектор последующих интеграционных усилий государств – членов нашей Организации», — пишет генеральный секретарь ОДКБ.

Узбекистан на некоторое время возвращался в состав Организации Договора о коллективной безопасности с 2006 по 2012 год, однако полноценно покинул ОДКБ в пользу ГУАМ. Никогда не была участницей Организации Украина, которая, впрочем, и не проявляла желания и намерения вступить в её ряды.

В декабре 2004 года Организации Договора о коллективной безопасности был присвоен почётный статус наблюдателя Генеральной ассамблеи ООН.

Причина невозвращения Узбекистана в ОДКБ

В первой декаде января нынешнего года директор узбекистанского центра исследовательских инициатив Mano Бахтиер Эргашев объяснил, почему Узбекистан так и не вернулся в состав Организации Договора о коллективной безопасности. В беседе с РИА Новости он рассказал, что Узбекистан имеет весомый опыт защиты от вторжения террористических групп, и если понадобится помощь — будет обращаться напрямую к России.

«Есть консенсус по основному вопросу — это то, что Узбекистан не будет участвовать в военно-политических блоках и организациях, а ОДКБ относится именно к этой организации», — подчеркнул Эргашев.

«В Узбекистане трезво и спокойно оценивают ситуацию, и знают о существовании «спящих» террористических и экстремистских ячеек. Но если это будет большое сильное и скоординированное движение извне нескольких тысяч, то тогда может понадобиться помощь. И Узбекистан будет обращаться не к ОДКБ, а к стране, с которой у нее в 2005 году заключен договор о союзнических отношениях. Это Россия», — подытожил эксперт.

ОДКБ и события в Казахстане

Недавно PublicO писало об операции ОДКБ и о подробностях событий, связанных с помощью Организации Казахстану в условиях чрезвычайного положения.

Политолог Юрий Шевцов считает, что потерь на территории Казахстана могло быть больше, если бы не миротворческая миссия ОДКБ.

«Внутри Казахстана много действующих политических игроков, например, террористические исламистские сети, поэтому там бы не было просто смены власти. В этом смысле то, что удалось контингенту ОДКБ, когда он прибыл, — это чудо. Удалось внушить уверенность силовикам и власти Казахстана, и удалось лишить уверенности тех, кто там начал переворот. Альтернативой этому решению была бы затяжная гражданская война, наподобие сирийской, иракской или афганской. Теперь в мире очевидно, что Россия и ОДКБ являются не просто чем-то иллюстративным. Они могут решать громадные по геополитической важности задачи», — отметил Шевцов, комментируя помощь Организации Казахстану.

Эксперты о сравнении ОДКБ с НАТО

Журналист, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в беседе с PublicO высказал мнение о том, что, по сути, ОДКБ уже является альтернативой НАТО, но не сопоставима с Альянсом по мощи.

«Буквально менее чем за сутки после принятия соответствующего политического решения, контингент ОДКБ начала прибывать на территорию Казахстана, при этом ключевую роль играли вооруженные силы России. Не только потому, что они составили костяк миротворческой миссии, но и благодаря тому, что все переброски войск осуществлялись самолетами воздушно-космических сил России. Вводная была внезапной, и все отработали на «отлично»», — отметил Коротченко.

Политолог, политик, радио- и телеведущий, член Центрального совета партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Сергей Михеев считает, в свою очередь, что у НАТО принципиально другие задачи, нежели чем у ОДКБ.

«Альянс сейчас невероятно разбухает, и, судя по всему, США хочет сделать из него действительно глобальный элемент влияния. Они уже неоднократно привлекали НАТО к операциям, которые совсем не входят в зону ответственности Альянса», — уточнил политолог.

«ОДКБ имеет совсем другую задачу, гораздо более скромную. Но в рамках этой скромной задачи операция в Казахстане показала а) эффективность ОДКБ, в которую многие не верили. Силы быстрого реагирования сработали очень оперативно, причем не только российский контингент, но и контингент других стран, недаром проходили совместные учения; б) было продемонстрировано и то, что при необходимости войска ОДКБ могут вступить в бой. Если бы задача была поставлена таким образом, её бы выполнили; с) создан прецедент. До этого момента ничего подобного не происходило», — сказал Михеев в рамках экспертных дебатов PublicO.

Елена Островская, специальный обозреватель PublicO

Дебаты
Александр Закондырин
Эксперт по экологии
Александр Закондырин
Руфина Шагапова
Эксперт по экологии
Руфина Шагапова
Василий Тихонов
Эксперт в сфере ЖКХ
Василий Тихонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин
Василий Тихонов
Эксперт в сфере ЖКХ
Василий Тихонов
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков