Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:

Волонтерство: безвозмездный труд в условиях рыночного общества

unsplash.com

Безвозмездный труд на благо общества – феномен, часто ассоциируемый исключительно с социалистическими идеями, на практике органично встраивается в различные экономические и идеологические системы.

Говорить о волонтерстве как о глобальном движении позволяет не только всемирное распространение неформальных добровольческих практик, но и существование международных правовых документов, определяющих и регулирующих эту деятельность – например, Всеобщей декларации добровольчества и ряда резолюций ООН. В этих текстах под «волонтерством» понимается осознанная и осмысленная активность, подразумевающая участие в жизни коллектива и направленная на строительство справедливого и мирного сообщества. Движение волонтерства провозглашается одним из неотъемлемых институтов гражданского общества и проводником его идеологии.

Хотя формально страны, подписавшие Всеобщую декларацию добровольчества, понимают под волонтерством одно и то же, риторика международных документов принципиально отличается от российских трактовок понятия. Главное расхождение касается прагматики благотворительной работы – если на Западе подчеркивается значимость абстрактной общественной деятельности для самореализации конкретного человека, то российское добровольчество скорее ориентировано на восполнение отдельных функций государственной власти.

Западное волонтерство в цифрах

Некоторые из региональных особенностей волонтерства можно оценить статистически. Организованное волонтерство в США и Западной Европе более развито по сравнению с Россией, хотя 70% добровольного труда во всем мире все же происходит в форме нерегламентированного личного взаимодействия.

По данным на 2019 год, наибольшее количество американских волонтеров (32%) действует от церковных организаций; еще 25% связаны с культурными и спортивными центрами, 19% представляют образовательные учреждения. Местные волонтерские инициативы на Западе часто объединены зонтичными институциями (в Англии – специальное учреждение Британского совета, в Америке – Федеральная межведомственная группа по волонтерству), основная задача которых заключается в координации инициативных групп, недопущении эксплуатации труда и помощи в финансировании проектов.

В отличие от российских добровольцев, среди которых зафиксировано почти абсолютное гендерное равенство, европейские и американские женщины работают безвозмездно чаще, чем мужчины. Западное волонтерское движение не может похвастаться и расовым разнообразием – в основном, работать на благо общества готово белое население (56.3%), гораздо меньше – латиноамериканцы (19.8%) и черные активисты (11.4%).

Несмотря на идеологическую значимость волонтерства, в течение последних 10 лет число добровольцев в Европе и Америке постоянно уменьшается. Недавний подъем движения вызван пандемией коронавируса, но в целом снижение популярности безвозмездных общественных работ считается поколенческой проблемой – миллениалы, то есть люди, родившиеся между 1980 и 2000-ми годами, не только реже становятся волонтерами, они также не заинтересованы в том, чтобы оказывать неквалифицированную помощь.

Не только альтруизм

Согласно статистике, основным поводом для волонтерства на Западе остаются филантропические мотивы – желание самореализоваться через коллективное, общественно значимое дело и потребность в социализации. Но в последнее время все больше людей оценивает участие в благотворительности рационально. Наиболее обыденная мотивация распространена среди студентов и молодых специалистов – к участию в волонтерских программах их побуждают механизмы университетской конкуренции. Выполнение абитуриентом общественно значимых работ дает преимущества при участии в конкурсах на поступление и получение стипендий.

Благотворительная деятельность также является одним из факторов при приеме на работу: в целом, возможность получить место в компании у соискателей-волонтеров на 27% выше, чем у не занятых в этой области конкурентов. Шанс поступить на службу возрастает до 51%, когда дело касается кандидатов, не имеющих диплома о высшем образовании.

Среди взрослого населения волонтерство популярно как способ борьбы с ментальными расстройствами. Другим стимулом добровольческой активности на западе считаются неденежные вознаграждения – например, предоставление бесплатных билетов на культурные мероприятия. Такая мотивация распространена среди неработающего населения, студентов и пожилых людей.

Корпоративная благотворительность

Волонтерство играет большую роль в западной корпоративной культуре. Хотя обычно стратегии ответственного бизнеса ассоциируются с действиями управления – например, наймом на работу беженцев или развитием экологичного производства – многие компании мотивируют сотрудников участвовать в добровольческих программах. Иногда они выплачивают некоммерческим организациям волонтерские гранты – дополнительные субсидии, пропорциональные отработанным волонтерами часам. Такие гранты особенно распространены в США, где они выступают способом нематериальной мотивации работников, способствуя развитию значимых для них НКО. В свою очередь общественная поддержка позволяет компаниям получать маркетинговые преимущества и укреплять управленческую культуру.

Иногда безвозмездная общественная  деятельность все же вознаграждается материально – например, в США развита система корпоративного премирования активных добровольцев, британские работники могут брать до трех оплачиваемых выходных в месяц для участия в благотворительности, а в некоторых странах волонтерам даже положены налоговые льготы.

Инструментализация волонтерства?

Учитывая глобальную символическую и экономическую выгоду, приносимую волонтерством, исследователи все чаще критикуют современное состояние этого института. Одно из актуальных направлений дискуссий касается прогрессирующего на западе распространения рыночной логики на механизмы благотворительной деятельности. В первую очередь эта тенденция отражается на стратегиях пополнения добровольческих организаций. Смещение акцента с жертвенности на потенциальную выгоду способствует восприятию волонтерского опыта как капитала, легко инвестируемого в карьеру.

Волонтерство расценивается как способ совершенствования индивидуальных способностей, а не как инструмент восполнения конкретной социальной необходимости – и в этом исследователи видят опасное искажение традиционных этических оснований этой сферы. В свою очередь туристическое волонтерство подвергается критике как продукт экономики впечатлений, по мнению исследователей, скорее способствующий неоколонизации, чем решению проблем в горячих точках и отдаленных регионах. Те же вопросы возникают в отношении волонтерских рекрутских агентств, которые облегчают координацию между отдельными активистами и организациями, но в то же время стирают символические границы между реальной безвозмездной деятельностью и простым неоплачиваемым трудом.

Автор Полина Аляксина,

независимый исследователь

Дебаты
Алексей Мухин
Политолог
Алексей Мухин
Игорь Юшков
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Игорь Юшков
Константин Симонов
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Константин Симонов
Сергей Пикин
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
Сергей Пикин