Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
В школьной программе необходимы знания о кибер-безопасности

В школьной программе необходимы знания о кибер-безопасности

Эксперт по образованию
В ответ на новость:

Школьный вальс: какие еще уроки нужны российским детям

Читать далее...

В школьной программе необходимы знания о кибер-безопасности

Дети уже с дошкольного возраста пользуются гаджетами и исследуют интернет-пространство. Возможности давления на ребенка чрезвычайно широки, и последствия этого связаны не только с возможностями растраты родительских денег, это как раз минимальный риск. Риск основной – попасться на другую удочку: возросло количество детских суицидов, вовлечения  детей в преступные организации, в агрессивные и опасные связи. Само поведение ребенка должно быть сформировано знаниями о подобных угрозах. И здесь есть еще другая составляющая: детское здоровье.

Дети, увлекаясь, сами не могут понять, насколько расшатывают психику, нервную систему, не чувствуют усталость, когда она уже перетекает в истерику, когда они уже не могут справиться с собой. Поэтому необходимо учить их безопасности и с этой точки зрения. Есть специфические современные психические состояния, которые связаны с переживанием одиночества, неумением наладить живые контакты, многие из которых причисляют даже к аутическому спектру. Они связаны с тем, что в ущерб усвоению коммуникационных навыков со сверстниками, с родителями, с другими взрослыми, ребенок предпочитает онлайн-общение.

В процессе своего развития ребенок должен осваивать огромное количество ролей. Сегодня опасность заключается еще и в том, что родители также погружены в свои виртуальные пространства, и зачастую, они не оказывают помощи, а лишь усугубляют ситуацию. Ведь и современное поколение родителей – это поколение, которое формировалось в виртуальной реальности. Разрозненность чувствуется даже в семье, когда все сидят за одним столом или выходят на прогулку, но каждый предпочитает свой гаджет родственному общению.

В этой связи очень важна роль образования и педагогов, чтобы научить развивать возможности живого человеческого общения, и в то же время следить за своим здоровьем. Иными словами, необходимо учить соблюдению своего рода гигиены в кибер-пространстве в том числе.

Закрытость виртуального мира – это мнимое явление, ведь эмоции, которые переживают в нем, абсолютно подлинные, живые. И нужно учиться управлять этими эмоциями, чтобы развитие психики соответствовало возрастной психологии. Кибер-безопасность, функциональная грамотность в вопросах поиска информации, в то же время умение ее анализировать, строить на ее основе свое поведение, — все это чрезвычайно важные навыки.

Но самое важное, что привитие этих навыков не укладывается просто так в тот или иной предмет. Это метапредметные компетенции. В первую очередь, такие навыки лучше всего формируются в проектной, в исследовательской деятельности, в коллективной работе. Речь должна идти о сокращении традиционного типа занятий с изучением предметов и расширении проектных видов деятельности. К примеру, финансовая грамотность требует математики, информатики, логики. Она не может быть конкретным предметом, это освоение многих дисциплин для получения навыка решать практические, прикладные задачи, приближенные к жизненным ситуациям.

Большой положительный эффект имеет также методика взаимодействия разных возрастных групп школьников – среднего звена над младшеклассниками и тому подобное. Умение общаться в разновозрастных детских группах необычайно важно, и особенно хорошо реализуется в прикладной деятельности. Сейчас происходят заметные изменения, чтобы этот компетентностный подход реализовался. Он активно внедряется в школьную систему. Наибольший интерес представляют комплексные проекты, когда учителя нескольких предметов объединяют детей, когда вместе работают и педагоги, и психологи. Многие ищут ухода от узкой предметности. И дальнейшие шаги развития не в том, чтобы усиливать предметную дисциплинарность, а в прикладном, проектном, исследовательском образовании.  

Ребенок переживает личностные кризисы в период школьного обучения — это гормональные изменения, возрастные, физиологические, эмоциональные и прочее.  Внимание детей сосредоточено на взрослении самих себя, а не на физике и химии. И школа должна оказывать помощь не только в академическом развитии, но и в этом возрастном. Сегодня таким вопросам в школьной программе посвящено не так много времени, как должно бы, ведь школа все же выдает «аттестат зрелости», а не только табель с оценками.

Поддержало: 0
0 комментариев