Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла

Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла

Автоэксперт
В ответ на новость:

«Единая Россия» отменяет обязательный техосмотр личного транспорта

Читать далее...

Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла

В прошлом году мы столкнулись с тем, что из-за пандемии автосервисы не могли работать, были закрыты из-за локдауна, и техосмотр невозможно было провести физически. Требование при покупке полиса страхования ОСАГО иметь на руках действующую технологическую карту для многих водителей стало невыполнимо. Тогда было принято разрешение выдавать полисы ОСАГО без техосмотра. Это разрешение несколько раз переносилось вплоть до сентября этого года.

Весной 2021 года было принято решение в принципе отвязать техосмотр от ОСАГО, и с 1 августа оно вступило в силу. Теперь при продаже страховки не нужно показывать эту диагностическую карту автомобиля, то есть сама обязанность иметь пройденный техосмотр сохранилась, но с 1 августа к страховке она не привязана. Именно так и было большую часть существования самого полиса ОСАГО (около 20 лет), и подобная привязка существовала лишь в последние годы. Проводить техосмотр – это одна обязанность автомобилиста, а иметь страховку – другая, в этом смысле все просто вернулось к исходной точке.

Этим летом начальник ГИБДД России Черников предложил отменить техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц. Через какое-то время Советом Федерации было предложено, наоборот, ужесточить техосмотр, в связи с тем, что во многих случаях он стал формальностью. Более реальное предложение обсуждалось в Общественной палате РФ в марте -апреле: сократить список пунктов осмотра автомобиля с 86 до 52, что очень важно. Данная мера сильно упростит и ускорит процедуру самого техосмотра, потому что есть вещи, которые исторически смотрятся еще с 1980-х гг., и которые в принципе можно не смотреть.

Сейчас мы видим последнюю инициативу по проблеме: одна из партий пообещала внести в Государственную думу после выборов закон об отсутствии техосмотра для автомашин, которым четыре года в случае отсутствия смены владельца. Здесь существует следующий нюанс: на данный момент до трех лет включительно автомобиль считается новым и вообще не проходит техосмотр.

Первый свой техосмотр автомобиль проходит на четвертый год. Дальше два года техосмотр не требуется, потом он положен, а потом еще два года техосмотр не нужен. Таким образом, до семи лет включительно техосмотр машина проходит всего два раза: на четвертый год и на шестой год.

То, что предлагается «Единой России» сегодня, имеет смысл. Автомобиль до трех лет у большинства производителей находится на гарантии. Большинство автолюбителей проходит техническое обслуживание у официального дилера, который предусмотрен заводом-изготовителем, чтобы эту гарантию не потерять. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что исправный автомобиль, который находится на гарантии у дилера, не нуждается в дополнительных проверках.

По факту так оно и было: до трех лет техосмотр не предусматривался. Фактически сейчас идет речь об отмене одного техосмотра. Связано это с тем, что средний срок владения автомобилем у нас 3-5 лет. И многие в крупных городах, отъездив на машине гарантийный срок, ее продают. Но если продолжать пользоваться автомобилем, то техосмотр, конечно, должен быть.

Речь не идет о полной отмене техосмотра вообще. Мы не можем этого сделать, потому что обязательства государства контролировать техосмотр заложены в международной конвенции о безопасности дорожного движения. Это международные договоры, и Россия не может их нарушать. Наши автомобилисты выезжают заграницу, пользуются там автомобилями, да и в своей стране мы должны быть уверены в средствах передвижения.

Предложенный законопроект не касается автомобилей, которые работают на коммерческих перевозках, например, легковые на курьерской службе. Не касается он и такси, которые два раза в год обязаны проходить техосмотр. Не касается он ни автобусов, ни микроавтобусов, ни грузовиков.  Предложение касается только легковых автомашин частных лиц.

Это подведение к общему знаменателю ситуации, которая и так возникла. Поэтому идея хорошая. Повлияет ли это сильно на автомобилистов? Только на тех, у кого машина новая. В принципе это их избавляет от определенных проблем и позволит сэкономить на одном техосмотре.

Но хотелось бы обратить особое внимание на то, что на протяжении трех последних месяцев очень многие журналисты выпускают новости о том, что техосмотр при ОСАГО отменили вообще. Я хотел бы сделать на этом акцент: на данный момент техосмотр не отменен. Он продолжает быть обязательным, и с 1 сентября все ранее предоставленные отсрочки по нему закончились. Соответственно автомобилиста могут оштрафовать за отсутствие техосмотра. К тому же при отсутствии техсмотра может быть проблема с оформлением виновности в ДТП. Машина без техосмотра не имеет права эксплуатироваться.

В этой связи давать заголовки «Техосмотр отменили» — категорически неправильно. Он не отменен на данный момент. Предложение только будет вноситься, оно должно пройти все правовые экспертизы, все три чтения  в Госдуме, потом Совет Федерации, и только потом вступить в силу. В любом варианте это перспектива не нынешнего года. Увидев же неверно поданные новости, многие автомобилисты могут ошибочно решить, что техосмотр не нужен, и их оштрафуют.

С точки зрения дорожного движения, для автомобилей трех лет эксплуатации техосмотр – это избыточный контроль. А вот что касается автомобилей старше, то техосмотр, конечно, отменять нельзя. Нужно до конца довести реформу. Мы все видим старые автомобили на улице, которые явно не соответствуют технически нормальному состоянию. Если отменить полностью техосмотр, люди в принципе перестанут следить за такими машинами.

Поддержало: 0
0 комментариев