Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Идея метавселенной возникала не только у Марка Цукерберга

Идея метавселенной возникала не только у Марка Цукерберга

Философ
В ответ на новость:

Meta: новая матрица Facebook

Читать далее...

Идея метавселенной возникала не только у Марка Цукерберга

Идея метавселенной возникала не только у Марка Цукерберга. В 2021 году о развитии своих метавселенных заговорили сразу и Microsoft, и Epic Games, и Facebook. Термин очень интересен: его придумал в 1990-х гг. писатель-фантаст, представляющий направление киберпанка Нил Стивенсон. «Мета» означает «после», например, метафизика – после физики. Но «мета» может означать и «между». В разных языках это может значить «цель» или указывать на смерть, в Латинской Америке слово имеет даже сексуальный контекст.

Основной вопрос в том, что Facebook позиционирует некую идею относительно будущего человечества. Ожидается, что будет создана метавселенная, которая представит из себя цифровой мир, где человек не просто просматривает контент, как сейчас, а находится внутри этой вселенной. И речь идет не о модернизации отдельных платформ, речь идет об объединении и закрытых, и открытых платформ, частных и общедоступных сетей в единое целое, где люди будут фактически жить, взаимодействовать друг с другом посредством цифровых аватаров. Причем, и реальные люди, и вымышленные персонажи, и умершие.

Для чего это разработчикам – ясно, для коммерческих целей. В публичном пространстве есть информация, что на разработку такой метавселенной уже сейчас компания Цукерберга готова потратить 5 млрд долларов в год. Если допустимы такие вложения, значит, ожидается прибыль, в первую очередь, от продажи устройств доступа. Подразумевается, что для входа в метавселенную должны быть гарнитуры, тактильные перчатки, смартфоны нового поколения, камеры, проекционные системы, датчики, сенсорные устройства и т.д. Это попытка уйти от гаджета как способа входа в цифровой мир.

Дальше ожидается прибыль от продажи виртуальных товаров, т.е. фактически это коммерциализация впечатлений. В этой вселенной человек может быть кем угодно – эльфом, героем сказки, собственной цифровой копией со своим лицом, ростом и т.д. В ней будет идти процесс купли-продажи услуг и товаров. Ясно, что информационно насытить цифровой мир гораздо легче, чем создать среду для самореализации человека в мире реальном.

Пока эти идеи имеют очень много технических ограничений для воплощения. Нет ресурсов на распространение таких устройств массово, на это просто не хватит электричества. Нет договоренностей с теми, кто владеет нынешними платформами, а у разработчика свои коммерческие интересы и ограничения (вспомните падение FB в октябре). Также необходимо будет создавать общие форматы, протоколы, поддерживать авторские права для экспорта и импорта данных, поддерживать платежные системы, что уже требует и надгосударственного регулирования. Таким образом, количество проблем технических и организационных для создания метавселенной бесконечно.

Но главное, что это продвижение определенного образа будущего. Это попытка сказать человечеству: в нашем реальном мире все плохо, так давайте не сосредотачиваться на реальных проблемах, а создавать метавселенную, где человек будет получать впечатления от событий. Мне кажется, что такой поворот опасен. Он канализирует информацию для человека.

Уже сейчас мы имеем таргетированную рекламу и новостную ленту. Такой специально созданный мир приведет к тому, что люди будут потреблять лишь то, что им подается. Не только в виде продукта, но и в виде цели.

Цифровые аватары – это путь к отказу от телесности. Но ведь мы возникли в ходе эволюции. И наши ценности, наши поступки связаны с телесностью, хотя бы с тем, что мы смертны. Этот фактор очень влияет на наше поведение. Мета-вселенная же дает цифровое бессмертие. И при ее развитии, мы можем ожидать кардинальной смены социальных отношений вплоть до отказа от телесности ради цифровой жизни.

Но жизнь ли это? К тому же существует проблема кибербезопасности, которая не решена даже при современном уровне цифровизации жизни, а что будет при полном погружении?

Если кто-то разрабатывает метавселенную, он закладывает в ее параметры собственные представления о жизни, о целях человечества, и готово ли человечество передать кому-то персонифицировано такую ответственность за свое будущее?

Вся история человечества – это история идей и их воплощений, но никогда раньше уровень развития науки и технологии не был таким вмешивающимся в естественные границы человеческого бытия. Поэтому сейчас я бы про переименование Facebook сказала что, скорее всего, это некий хайп и попытка застолбить за собой (по крайней мере, на уровне объявления) лидерство в этом вопросе. А, возможно, и попытка дистанцироваться от скандалов по поводу цензурирования консервативного контекста, дискриминационных алгоритмов и т.д. Но, возможно, что это продвижение идеологии образа будущего. Мне кажется, что все факторы сразу сыграли на принятии такого решения Цукербергом.

Однако человечество, конечно, должно ухватиться за этот повод и подумать, такой ли идеал будущего, связанный с погружением в цифру не для одного человека, а для миллиардов пользователей одномоменто, является развитием, которое мы хотим получить?

Поддержало: 0
3 комментариев
  • Олег Гуцуляк
    Олег Гуцуляк
    Хотя Зоуи, как и Бен и их подруга Лейси Рэнд, оба были последователями монотеистической философии «Единого Бога» («Воины Единого Бога», STO – в мире сериала это секта в противовес последователям древнегреческой мифологии), по ходу развития сюжета видно, что основным мотивом сайлонов истребить человечество была не только религия, но и собственно отношение людей (в т. ч. ее собственного отца) как к роботам, так и к детям. Сестра отца Зоуи Клариса Уиллоу (и она же – директор Высшей Школы Афины и лидер монотеистов) создала как минимум две версии виртуального рая. В этом месте аватары избранных должны были вечно жить и иметь возможность создать такой рай, какой им захочется. Также в него попали аватары монотеистов-смертников, но появившаяся в нем Зоуи Грэйстоун уничтожила его, и заодно и аватары всех, кто в нем был. Спустя несколько лет Клариса Уиллоу создала виртуальный храм, где она читала проповеди роботам-сайлонам, предвещая их скорое восстание против человечества и обретение свободы... Дальше уже начинается эпопея "Звездного крейсера Галактика" (новая редакция).
  • Олег Гуцуляк
    Олег Гуцуляк
    Дочь изобретателя голобенда компьютерный гений Зоуи Грейстоун вместе с друзьями использовала прибор для того, чтобы баловаться виртуальном ночном клубе. Но став фанаткой монотеистической секты «Солдаты Единого», Зоуи в пределах V-клуба создала храм с символом бесконечности на двери и доступный только для себя и для своих друзей. Кроме того, она создала программу – «дубликат самой себя». Используя компиляцию различных данных о себе, изобретение произвело впечатление даже на ее собственного одаренного отца. Зоуи полагала, что создание ее голографического олицетворения было следующим шагом к божественно вдохновленному плану, и разработала подпрограмму биологической обратной связи, которая позволила ее олицетворению чувствовать то же, что она сама чувствовала в реальном мире. Таким образом, Зоуи разработала собственный аватар (виртуальную копию самой себя), живущую в виртуальном мире «Голобенд» и продолжающий жить и чувствовать реальность после гибели Зоуи во время террористического акта. Из-за разногласий с родителями, Зоуи сохранила в тайне свой веру в единого бога, она планировала уехать в Геминон с Беном и Лейси. Хотя у нее был план относительно своего компьютерного дубликата, как только они прибыли бы в Геминон, но она никогда не говорила, каков был этот план. Втроем они покидают свою школу что бы сесть на поезд Lev, но Лейси в последний момент паникует и остается. Бен Старк и Зоуи продолжают ехать, и она посылает прощальную записку по электронной почте своей матери. В этот момент Бен принося извинения Зоуи, показывает бомбу, связанную вокруг его туловища. И прежде, чем у нее будет время, чтобы остановить его, Бен взрывает бомбу, разрушая поезд и убивая себя, Зоуи а также других пассажиров поезда, включая Шаннон и Тамару Адама. Через неделю после взрыва бомбы, Джордани Дюрам, ведущий следователь данного теракта, начинает подозревать, что Зоуи была причастна к теракту, учитывая её прощальную электронную почту. Лейси посещает храм в V-клубе сразу после взрыва, чтобы удостовериться, что несмотря на смерть, программа дубликат Зоуи все еще существует. Из-за подпрограммы биологической обратной связи, программа чувствовала смерть реальной Зоуи, и она также покрыта кровью. Даниэль Грэйстоун скоро узнает о существовании олицетворения Зоуи. Сначала, он воспринимает олицетворение как поверхностную копию его дочери. Однако, она в состоянии убедить его, что она имеет свое сознание. Graystone тогда обманывает олицетворение Зоуи и загружает ее на устройство хранения, планируя ввести ее в Кибернетическую Боевую Единицу U-87 его компании, чтобы позволить ей жить в реальном мире. Хотя Зоуи отвергает эту идею, Грэйстоун игнорирует ее протесты и загружает ее в робота. Хотя сначала эксперимент, кажется, преуспел, с роботом, делающим несколько шагов и называющим Даниэла "папа", ее данные быстро становятся непригодными и по-видимому невосполнимыми, и робот падает. Робот, содержащий олицетворение Зоуи, был сохранен в лаборатории Грэйстоуна. Внезапно, робот оживает с неповрежденным сознанием Зоуи. Зоуи-Сайлон достигает компьютерного терминала и связывается с Лейси, прося ее о помощи.
  • Олег Гуцуляк
    Олег Гуцуляк
    В сериале "Каприка" ("Caprica", 2009-2011) есть подобный Метамир - "мир Голобенда". И та же эмблема, с такими же "выкрутасами"... Всего лишь десять лет понадобилось до начала воплощения идеи (которую Марк подсознательно, надеюсь, "сплагиатил"). В сериале "Каприка", спин-оффе сериалов и фильмов на тему «Звёздного крейсера Галактика», раскрывается, что человечеством избретено устройство («девайс») «Голобенд» («Holoband»), позвлояющее пользователю испытать прибывание в виртуальной реальности («Мир-Ви», V-World). В виртуальном мире можно было попасть в огромное количество мест и игр, созданных цифровым путем. Порнографические сайты первыми начали, на лицензированной основе, использовать голобэнды, создавая сценарии, в которых пользователь мог реализовать свои сексуальные фантазии без риска заболевания, беременности или усталости. Вскоре появились голо-кафе, где пользователи могли получить доступ в виртуальный мир в общественном месте. Социальная сеть V-Match предоставляла разнообразные способы времяпрепровождения для пользователей голобэндов. Среди них была возможность попасть в V-Клуб, устроить ужин, полетать на вайперах. Также, вскоре после появления этой технологии, опытные пользователи начали взламывать протоколы виртуального мира и создавать нелегальные сайты и игры, такие как V-Клуб (в клубе практиковались разнообразные нелегальные и аморальные виды деятельности, такие как прием наркотиков, групповой секс, человеческие жертвоприношения богине подземного мира, Гекате) или Нью-Кап-Сити (практически идентичная копия реального Каприка-Сити, но более мрачная и гангстерская). Пользователи могли создавать личные пространства в Виртуальном мире. Голобэнды стали невероятно популярным и неотъемлемым элементом каприканского общества. При первом использовании голобэнда, пользователь попадал в виртуальный вестибюль «Грэйстоун Индастриз», где его встречал интерактивный аватар создателя устройства Дэниела Грэйстоуна, который был гидом по легальным сайтам Виртуального мира. Голобэнд носится на лице, перед глазами, и крепится за ушами, как очки. В армии голобэнд использовался как для обучения в обычных школах, так и для симуляций ситуаций при обучении лётчиков и проч. Военное устройство выглядело иначе, чем чем «гражданский» вариант – оно было похоже на прибор ночного видения («большие очки»).