Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Идея учреждения ритуальных форм лояльности государству оправдана

Идея учреждения ритуальных форм лояльности государству оправдана

Философ
В ответ на новость:

Мединский предложил внедрить в российские школы воспевание страны и государственного флага

Читать далее...

Идея учреждения ритуальных форм лояльности государству оправдана

Сама идея учреждения каких-либо символических, ритуальных форм лояльности и верности нашему государству в принципе, с государственнической точки зрения, совершенно оправдана и, скорее всего, по мере усиления патриотической политики, нечто подобное в наших учебных и воспитательных заведениях все-таки появится.

            Но возникает два принципиальных вопроса.

            Во-первых, каково будет их идеологическое содержание? Ведь в нашей стране де юре нет никакой идеологии, мы сами себе запретили иметь идеологию, а любой текст какой-либо гражданской декларации верности стране или ее флагу уже предполагает определенную идеологию. Если это будут просто очень общие красивые слова обо всем и ни о чем, то они не будут иметь никакой вдохновляющей силы, это будет казенщина ради казенщины, а если там все-таки будут упоминаться какие-то конкретные идеологические категории, то какие именно?

            Насколько я знаю, тот же господин Мединский склонен к оправданию советского социализма, испытывает определенные симпатии к Сталину, и поэтому я бы очень не хотел, чтобы именно он был автором столь значимых идеологических текстов. Поэтому это вопрос совсем не праздный – нам нужна идеология, но не абы какая идеология.

            Во-вторых, любые формы ритуальной верности, тем более в отношении государства, нередко рискуют перерасти в своеобразную гражданскую религию, что вызывает неизбежное противоречие с православной, христианской верой. В оптимальной ситуации такие ритуалы верности должны быть данью уважения стране, которое необходимо воспитывать у будущих граждан с детства, но эта дань уважения не должна переходить в религиозное поклонение и какие-либо инварианты нарушения первой и второй заповедей.

            При этом в самой Православной Церкви есть, например, молитвы “о стране нашей и воинстве ея”, а если бы наше государство было бы православной монархией, то эти вопросы бы решились сами собой – верность монарху в таком случае освящена самой Церковью, поскольку православный монарх — это гарант самого православия.

            Я полагаю, что сама потребность в своеобразной сакрализации нашего государства и государственного патриотизма – это естественное психологическое явление, и оно вполне отвечает тенденции десекуляризации современного мира, но Православная Церковь может принять только такую сакрализацию, которая не будет противоречить самому православию, и только такие формы ритуальной верности и лояльности, которые вполне совместимы с православной верой.

Поддержало: 14
0 комментариев