Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Игра в «дикий капитализм»: когда у бедных нет шансов

Игра в «дикий капитализм»: когда у бедных нет шансов

Журналист
В ответ на новость:

Чем объяснить популярность южнокорейского сериала?

Читать далее...

Игра в «дикий капитализм»: когда у бедных нет шансов

Стоило мне пообещать написать об «Игре в кальмара» как о новейшем феномене, как в новостных лентах замелькало сообщение: власти КНДР официально оценили этот сериал. Они заявили, что он «разоблачает реалии капитализма».

Нельзя не заметить, что сам факт реакции на сериал Netflix из Северной Кореи серьезно расширяет наши представления о том, как на планете Земля устроена жизнь: оказывается, вызывающие интерес у всего цивилизованного и связанного интернетом человечества не проходят мимо самого закрытого общества. Конечно, в данном случае у коммунистов из КНДР был дополнительный стимул: «Игра в Кальмара» — это южнокорейский продукт, приобретший всемирную известность.

Но всемирная известность важнее.

Нельзя не заметить также, что северокорейская критика — это самая точная оценка новейшего модного увлечения телезрителей. Действительно, «Игра в кальмара» разоблачает язвы капитализма. И ничем другим не занимается, ничего другого в этой поделке нет.

Про что сериал?

Неудачники, оказавшиеся на дне, в долгах, не имеющие в жизни более шанса, получают последний таковой в виде приглашения участвовать в игре на выбывание. Проигравшие умирают, победитель получает все, должен остаться только один.

Спонсор соревнования — таинственный негодяй, наслаждающийся тем, как люди гибнут за металл по его воле.

Это не первая в истории кинолента с таким сюжетом и, наверное, не сотая. Соревнование, в котором проигравший плачет/гибнет, а победитель получает все, причем чем больше этапов он проходит для финальной победы, тем больше чести — это вообще, так сказать, бродячий сюжет. Или даже сквозной сюжет. Или даже более того: системообразующий сюжет для западного общества. Для капиталистического общества. Для общества «американской мечты».

Каждый может принять участие в большой игре, каждый может стать победителем, у каждого есть минимальный шанс. Именно поэтому у мечты есть смысл, у жизни есть смысл. Именно поэтому стоит бежать за своей удачей и презирать неудачу чужую.

Это символ веры, той веры, с которой выстроили мир от Бостона до Лос-Анжелеса и от Сеула до Лондона. Символ той веры, которая держит западное общество на плаву.

И которая, как показывает нам «Игра в кальмара», больше не имеет ни смысла, ни верующих. Которая превратилась в свою полную противоположность.

Да, жизнь в капиталистическом обществе — это по-прежнему игра на выбывание. Вот только гордиться тем, что ты принимаешь участие в этой игре — невозможно. Потому что сам факт участия означает, что ты неудачник. Что ты не хозяин своей судьбы. Что ты — марионетка в чужих руках. Те, кто чего-то стоит, не играют в игры на выбывание. Никуда не лезут ни по каким лестницам. Они уже на вершине (и ты не можешь даже понять почему, это не твоего ума дело) и никакая игра, никакая удача, никакой шанс тебя, обычного, рядового человека, человека из низов этого общества до их волшебного восхитительного уровня не поднимет. Чтобы ты ни делал, как бы ни пыжился — ты будешь работать на них, плясать под их дудку, развлекать их. И все, на что можешь рассчитывать — что они честно за все это заплатят, как обещали. Если это покажется им забавным.

«Игра в кальмара», как отмечают все «насмотренные», опытные зрители — плохое, халтурное кино. Актеры переигрывают. Сценарий «провисает» в самых неожиданных местах. Интрига так проста, что невозможно не понять, кто стоит за игрой и дергает за ниточки.

Но ценность сериала не в этом — а в ощущении отчаяния.

Эй ты, человек при капитализме — ты был никем и ничем не станешь, как бы ни пыжился. Ничего личного — сама природа общества, в котором ты живешь, именно такова.

И приз, если ты, один из сотен, до него вдруг дотянешься, ничего не изменит. Ты думал, сладкая сказка про большой шанс может стать правдой? Ты думал, что капитализм — это мир «миллионера из трущоб»? Ты неправильно думал. Да, из трущоб тоже выходят миллионеры. Через такую грязь, подлость, низость и такую бессмысленность, что на выходе не получают ничего, даже если получают все.

«Игра в кальмара» (не она первая, одна из многих, недавно были «Паразиты» там все то же самое гораздо лучше, на высоком художественном уровне, без халтуры) — это даже не приговор капитализму и мечте о том, что, играя по правилам, хорошо и много работая, стараясь и карабкаясь можно изменить судьбу. Это просто силами киноискусства констатация факта: пути наверх нет. Шансов нет. Играй хоть по правилам, хоть жульничай — суть в том, что правила пишешь не ты и победителей в игре определяешь не ты.

Знай свое место, холоп. Или какое там слово надо в этом месте сказать по-корейски?

Поддержало: 0
0 комментариев