Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Именно философия позволяет проложить путь к единству, не утрачивая многообразия позиций

Именно философия позволяет проложить путь к единству, не утрачивая многообразия позиций

Философ
В ответ на новость:

Институт философии РАН на перекрестье борьбы архаистов и новаторов

Читать далее...

Именно философия позволяет проложить путь к единству, не утрачивая многообразия позиций

Сам вопрос о том, является ли причиной недавнего пристального внимания к Институту философии РАН идеологическая составляющая его работы, мне кажется неверно поставленным. Философия — не идеология, и тот, кто это путает, просто не понимает, о чём говорит.

Институт философии не занимается созданием идеологем.

Все это напоминает мне старую  шутку о том, что все философы делятся на философов, специалистов и идеологов. Так вот, в нашем Институте абсолютное большинство коллег — философы и специалисты по философии, Тех, кто чувствует в себе призвание быть идеологом, — немного. Со временем такие люди, не найдя подходящую для себя среду, уходят в другие институции.

Наш Институт академический, это означает, что  его миссия — разработка фундаментальных философских проблем и исследование того, как протекает философский процесс в нашей стране и в мире. Мы чувствуем себя ответственными за состояние философской культуры в нашем обществе. В своё время Декарт говорил, что состояние философии и отношение к ней является показателем цивилизованности народа. Это верно и сегодня. Если выражаться пафосно, можно сказать: философия собирает народ воедино, освещая его путь светом разума. И предостерегая от предрассудков, в том числе и в особенности, от тех идеологических предрассудков, которые разделяют людей, закрывают путь к их взаимопониманию.

Философия — залог интеллектуального здоровья нации. Немногие страны могут сегодня похвастаться развитой философией, и Россия — одна из них: она сохраняет собственную традицию философии, которая, будучи открытой миру, тем не менее опирается на собственный опыт и разрабатывает собственные ключевые категории.

Если кратко ответить на вопрос, чем занимается Институт, скажу так — отечественной философией. Все мы, вне зависимости от конкретной специализации, создаем смысловое поле современной русской философии. Необходимо избавиться от одностороннего взгляда, когда русскую философию сводят к узкой предметной области, изучающей её историю. Когда говорят о русской философии, то имеют в виду Соловьева, Бердяева, Ильина и других мыслителей прошлого. А разве Ильенков, Зиновьев, Мамардашвили не являются русскими философами? В этом году мы празднуем 100-летие нашего Института. Исследуя его сложную историю и роль в жизни нашего общества, мы можем сказать, что сама история Института философии — заметная страница в истории русской философии.  

Мои коллеги сегодня занимаются проблемами, связанными с использованием современных когнитивных и цифровых технологий, и искусственного интеллекта, взаимосвязью языка и мышления, исследованием логических систем и применением логики в науке и технике, социальной эпистемологией, теорией аргументации, социальной и нормативной этикой,  биоэтикой, анализом массовой культуры и технологий производства образов, аналитической антропологией,  изучением трансформации межчеловеческих отношений в социальной и культурной жизни. Мы проводим гуманитарную экспертизу,  вводим в оборот архивные материалы, комментируем тексты, переводим на русский язык классические и современные иностранные философские труды. Фиксируем и критически анализируем современные тенденции в интеллектуальной и общественной жизни, а также ведем просветительскую работу.

Традиционно, начиная с 20-х годов прошлого века, в Институте велись исследования западной и отечественной философских традиций, их взаимовлияний. Однако начиная с 1950-х годов, в Институте появляется новое направление – востоковедение. Расцвет изучения восточных философских традиций приходится на начало нашего столетия. Сегодня в Институте два подразделения (сектор восточных философий и сектор философии исламского мира) ведут исследования по классической и современной китайской, индийской, японской, еврейской и арабской философии, выпускают книги, учебные пособия и справочные издания.

В Институте работают люди разных взглядов. Среди нас есть люди религиозные, есть агностики, есть атеисты. Но нет политиков. Мы — хранители философского наследия. Это не значит, что Институт подобен башне из слоновой кости, архиву или музею. Мысль нельзя остановить, законсервировать, сделать статичной, ее суть – движение, мысль и отражает жизнь, и формирует реальность. Философская среда невозможна без дружеского общения, без аргументированной критики и профессиональных споров, без выхода в публичное пространство. Сильный оппонент — большая удача для каждого профессионала. Общение с читателями, обратная связь с нефилософской аудиторией, важнейшая составляющая нашей работы.

В Институте есть ряд секторов ориентированных на исследование самосознания, культурной и национальной идентичности России, стран СНГ, Европы, Китая, Индии, стран арабо-мусульманского мира.  Одна из семи мегатем Института называется «Российский проект цивилизационного развития». Целью исследования  цивилизационной специфики  российского общества не является разработка практических стратегических рекомендаций для политиков и идеологов. Коллеги занимаются  продумыванием рисков и выявлением возможных векторов развития нашей страны на десятилетия вперед, не стремясь к выработке единой идеологической установки. Без философии невозможно формирование российской идентичности, осмысление быстро меняющейся цивилизационной палитры мира. Мы занимаемся этими проблемами. Директор Института академик Андрей Вадимович Смирнов, разработал свою концепцию российской цивилизации как всечеловеческого дома различных народов, языков, религий и культур, предусматривающую простор их самобытному развитию без подгонки под общий шаблон. Однако среди коллег немало его критиков и оппонентов. Многочасовые дискуссии по цивилизационной проблематики – отличительная черта жизни Института последних лет. В существовании напряженного дискуссионного поля я вижу ценность и востребованность этого проекта.

В нашем Институте работают люди, придерживающиеся разных взглядов, принадлежащие к разным философским школам. В том, что мы разные — наша сила. Философия в нашем Институте традиционно существует во множественном числе. Конечно людям, принадлежащим к разных интеллектуальным школам, иногда непросто вести диалог, но залогом существования философского сообщества является плюрализм. Ценность нашего сообщества в том, что, несмотря на многообразие интеллектуальных ориентиров, во главу угла мы ставим профессиональную состоятельность, а не идеологические пристрастия. Именно философия позволяет проложить путь к единству, не утрачивая многообразия позиций.

15 комментариев
  • Евгений
    Евгений
    Филосовия сегодня, если кратко – поле отечественной культуры и философии, стремящихся определить свое собственное место в лоне мировой цивилизации. Как-то так.
  • Вадим
    Вадим
    Конечно Гегель и Маркс не философы и ничего нового они не внесли в философию, если верить вашему утверждению, что "после И.Канта вряд ли мировая философия получила новые результаты"?!
  • Виктор
    Виктор
    Прежде чем растекаться мыслью по древу вечности необходимо уяснить истоки возникновения самой философии.
  • Сергей Б.
    Сергей Б.
    Даже когда государство, власть содержит институт физиков, металлургов или врачей, ему – государству – бывает крайне сложно удержаться от навязывания этим институтам своей повестки дня, хотя катастрофические последствия такого навязывания нам всем известны. Навязывание государевой правды (напрямую или опосредованно через формируемое "общественное мнение") не инженерам или ботаникам, а философам представляется сравнительно безобидным и даже полезным делом, поскольку, с одной стороны, никто никогда не наблюдал катастрофических последствий такой формы произвола, а с другой – поправленная в нужном ключе философия весьма бывает приятственна для зачитывания вслух на торжественных мероприятиях. Любой философский институт, любой философ, находящийся на окладе, должен по умолчанию ожидать, что его запросто могут вызвать к кредитору и попросить подумать ещё раз. Тень бессмертного "Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!" – реет над всеми.
  • Виктор
    Виктор
    Философия не может быть не антропоцентричной. Вопрос только в том, что считать человеком и человечеством. Альтернативное предыдущим мнение считает человека единством души и тела, идеального и материального. Из этого и надо исходить современным философам. Все остальное уже было и не подтвердило свою значимость для следующих поколений
    • Вадим
      Вадим
      Антропоцентричными бывает не только философия, но и словоблудие, тем боле конъюнктурное!
  • Vladimir Arshinov
    Vladimir Arshinov
    Философия 21 века-эпохи анропоцена и становящегося всепроникающим искусственного интеллекта призвана создавать концепты, новые семиотические инструменты , строительные леса (scaffolding) для построения множества сценариев процессов эволюции человеческой цивилизации, восстанавливая историческую связь времен прошлого, здесь и теперь настоящего и грядущего будущегоущего будущего
    • Владимир Томский
      Владимир Томский
      Страсти по поводу ИИ явно преждевресенны. Это реакция неофитов перед новыми красками Реальности и нежелании сделать неординарные усилия для добывания новых знаний даоьнейге.
  • Владимир Томский
    Владимир Томский
    Полагаю что философ должен найти границу между верой и знанием, понять технологию получения нового знания и уберечь человека от неправильного применения знаний. Этими вопросами занммался И.И.Кант. После его трудов мировая философия едва ли получила новые результаты.
    • Рубен
      Рубен
      Человек не может называться философом, если не знает чем занимается и что хочет получить в результате.
  • Рубен
    Рубен
    Если наука занимается поиском и формулированием закономерностей в природе и результатом труда учёного (науки) является открытие нового закона, то ... Что такое философия? Чем занимается философ? Что должен получить философ в результате философствования? Просто, поговорили?
  • Вячеслав Войцехович
    Вячеслав Войцехович
    Почти во всём согласен с Юлией Синеокой. Если идеология - мнение определённого класса (группы), то философия - мнение одинокого мудреца, сидящего на вершине горы и "созерцающего битву тигров в долине", но не участвующего в ней. Философ может давать оценки той или иной идеологии, их перспективности, соответствия той или иной системе ценностей, но "с высших позиций".
  • Владимир Николаевич Ложкин
    Владимир Николаевич Ложкин
    Странно слышать, что философия не занимается идеологией. А как же разработка национальной идеи. Марксизм ведь этим только и занимался. идея
  • Эксперт
    Эксперт
    Неуместно рассуждать о деидеологизации российской философии на платформе, созданной газетой "Ведомости", которая до 2015 года газета издавалась издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal (News Corporation, контролируемой медиа-магнатом Рупертом Мёрдоком) и до сих пор имеет славу издания, скажем не подконтрольного России
    • Максим
      Максим
      НТВ до определенного года тоже было не подконтрольно России, че толку-то говорить, что было 7-10-20 лет назад? Все меняется. Хотя, ИМХО, говорить о деидеологизации на платформе подконтрольной России, не то что неуместно, а бессмыслено...