Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Настало время усилить защиту от внешнего влияния за счет протекционизма на рынках

Настало время усилить защиту от внешнего влияния за счет протекционизма на рынках

Экономист
В ответ на новость:

Голода не будет или перспективы российского АПК

Читать далее...

Настало время усилить защиту от внешнего влияния за счет протекционизма на рынках

Говоря об адаптации сельского хозяйства и агро-продовольственного рынка к новой экономической реальности следует выделить, с одной стороны, краткосрочные, а, с другой, среднесрочные аспекты.

         Сначала о краткосрочных аспектах. Следует подчеркнуть, что в новый 2022 год сельское хозяйство вступило с ростом, о чем свидетельствуют текущие  сводки Росстата. Например, производство скота и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях за январь-февраль 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличилось на 7,5 %, молока – на 3,4 %, яиц куриных – на 2,3%. В штатном режиме начался весенний сев. Правительство своевременно приняло ряд мер, что бы он прошёл успешно. Речь идет о льготных кредитах на посевную, субсидировании льготной перевозки минеральных удобрений, выделении средств Росагролизингу на закупку техники и др. Цены на ГСМ стабильны.  Всё это вселяет уверенность в том, что текущий год для сельского хозяйства будет в целом неплохим.

         Оправданы правительственные меры и по стабилизации агро-продовольственного рынка, учитывая, что ещё и в январе, и в феврале 2022 годы индекс потребительских цен на продовольственные товары был выше общего индекса потребительских цен. В дополнение к принятым мерам можно было подумать о стимулировании владельцев личных подсобных хозяйств, садоводов и дачников к расширению своих хозяйств путем продажи им семян, молодняка скота и птицы, улучшении ветеринарного обслуживания поголовья, снятия административных ограничений на содержание животных, предоставлении льготных кредитов, если владельцы ЛПХ регистрируются в качестве самозанятых, улучшении условий реализации излишков продукции на розничных рынках и др. Необходимость этих мер обусловливается ещё и тем обстоятельством, что ведут ЛПХ и выращивают сх продукцию на садовых участках бедные семьи, у которых высока доля расходов на питание в бюджетах семей.

         Но совершенно ясно, что необходимы и стратегические меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В этой связи следует отметить следующее.

         До сих пор при выстраивании стратегии развития сельского хозяйства и АПК в целом мы исходили из приоритета включения его в глобальные рынки продовольствия и сельскохозяйственного сырья и ресурсов для сельского хозяйства, формируя чересчур открытую агропромышленную систему,  без должного внимания к обеспечению её самодостаточности. С одной стороны, это позволяло пользоваться благами мирового разделения труда, но с другой – снижало устойчивость и повышало риски потерь от волатильности мировых цен, сбоев логистики, политических конфликтов. Настало время усилить защиту от внешнего влияния за счет протекционизма на рынках, развития первой сферы АПК, собственной научной и  технологической базы, приоритетного развития малого и среднего бизнеса.

         Принципиальное значение в этой связи имеет:

         — развитие первой сферы АПК, поставляющей сельскому хозяйству  средства производства и материалы в кооперации ЕАЭС (сельскохозяйственное машиностроение, комбикормовая и микробиологическая промышленность, производство ветпрепаратов, семеноводство и др.)

         —  развитие сельскохозяйственной науки и образования, чтобы уменьшить зависимость отечественного АПК от импорта технологий.

         В настоящее время сельскохозяйственная наука недофинансирована: отношение внутренних затрат на исследования и разработки в сельском хозяйстве к валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли, почти   в 1,5  ниже аналогичного показателя по науке в целом (0,7% и 1,03% в 2019 г.);

         — в структуре внутренних затрат на аграрные  исследования и разработки 60,7 % % (2019 г.) составляют затраты на фундаментальные исследования. Это гораздо больше чем средний показатель (17,1 %) и только по гуманитарным наукам он  больше (76,5 %) ;

         — наблюдается устойчивый тренд сокращения  предпринимательского сектора аграрной науки: если в 2005 г. его доля в структуре внутренних затрат на сельскохозяйственные исследования составляла 24,5 %, то в 2010 г 14,5 %, в 2015 г. – 5,1 %, в – 3,7 %;

         — завершенные научные работы слабо коммерциализируются. Сельскохозяйственные товаропроизводители — лидеры рынка, обладающие высокой платежеспособностью, используют, в основном,   импортные технологии. Хозяйства с невысокой платежеспособностью,  ориентированные на покупку отечественных технологий, не находят достаточного предложения.

         Для преодоления этих неблагоприятных тенденций необходимо:

         — обеспечить рост ассигнований на аграрные исследования как государственных, так, и особенно, частных инвестиций.  Для стимулирования частных инвестиций целесообразно  предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям  специальных субсидированных инвестиционных кредитов, а также выделение Минсельхозом России грантов   на реализацию перспективных инновационных проектов.

         — сформировать современную систему внедрения результатов НИР в АПК, предусмотрев: (1) создание при аграрных университетах и НИИ технологических долин и территориальных инновационных кластеров, (2) организацию национальной частно-государственной компании по инновациям в  АПК (своеобразного Россельхозтеха), (3) развития сельскохозяйственной консультационной службы.

         — приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.

         Форсированное стремление к глобальной интеграции неизбежно привело к ускоренному развитию крупного и сверхкрупного производства в ущерб среднему и малому бизнесу и семейным фермам.

         С одной стороны, это увеличило товарное предложение, повысило уровень продовольственной независимости страны по отраслям, где особенно высок эффект масштаба, но с другой, — снизило устойчивость агро-продовольственной системы, вызвало социальное расслоение на селе, увеличило риски сельской бедности и социального опустынивания сельских территорий.

         Вот данные об уровне государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и фермеров. Доля государственных субсидий в прибыли сельскохозяйственных организаций в 2020 году составила 22,3 %, у фермеров – 5,7%, т.е. в 4 раза выше.

         В сельском хозяйстве необходима новая структурная политика, направленная на приоритетное развитие средних и малых форм хозяйствования, семейных ферм, вертикальной сельскохозяйственной кооперации, создание альтернативной крупным торговым сетям кооперативной торговли, аккумулирующей продукцию малых форм. Кстати, это повысило бы конкуренцию на агро-продовольственном рынке и содействовало снижению продовольственной инфляции.

Поддержало: 5
1 комментариев
  • Алексей Валерианович Голубев
    Алексей Валерианович Голубев
    Поддерживаю.