Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Никто не заинтересован в том, что ЕС вошел в арктическую зону

Никто не заинтересован в том, что ЕС вошел в арктическую зону

Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса
В ответ на новость:

Европа заявила о своих правах на Арктику

Читать далее...

Никто не заинтересован в том, что ЕС вошел в арктическую зону

Если мы говорим именно про Евросоюз, а не просто про географическую Европу, то он давно пытается войти в Арктический совет. ЕС был даже наблюдателем при Совете, а поскольку Норвегия (страна-участница Арктического совета) не входит в ЕС, то Евросоюз искал возможность получить некий статус, чтобы решать арктические вопросы.

Формально для подобных претензий оснований у Евросоюза нет, и сейчас он обосновывает такое свое право тем, что он – значимый игрок, особенно в климатическом вопросе. ЕС делает ставку на климатическую повестку, говоря, что в Арктике изменения климата происходят гораздо быстрее, чем на другой территории. И поскольку темпы глобального потепления в арктической зоне быстрее, ЕС не может просто наблюдать такую динамику и ничего не делать, т.к. стремится защитить климат планеты в целом. К тому же, если Евросоюз будет отстранен от решения арктических вопросов, то борьба за сохранение климата окажется тщетной, — вот в какой логике рассуждает Брюссель.

Попытки зайти в арктический регион начались не сейчас, ЕС давно предпринимает попытки присоединиться к формальным и неформальным органам по управлению Арктикой, хотя реальных оснований для этого по международному праву у Евросоюза нет. Сейчас Брюссель использует климатическую риторику для этой цели, но, я думаю, что никто из «арктической пятерки» не заинтересован в том, чтобы предоставлять Евросоюза полномочия решать что-то в Арктике, и, тем самым, допустить некое секторальное разделение региона.

Никто не заинтересован и в запрете на бурение и добычу углеводоров в арктической зоне –ни Норвегия, ни Канада, ни Россия. Есть конвенция по морскому праву ООН, есть экологические документы, и этих правовых норм вполне достаточно. Указывать же приарктическим странам, где и что добывать, не нужно, тем более, когда на подобное нет никаких прав.

Правила недропользования в основном регулируются национальным законодательством и для нас, и для Норвегии выгодно, чтобы никто в эти правила не вмешивался.

К тому же Брюссель говорит о возможном запрете на разработку месторождений в Арктике в целом, а не только на арктическом шельфе, а для нас это губительно. Практически весь российский газ добывается именно в арктической зоне, Ямал – основной регион добычи. В Арктике же находятся и многие нефтяные месторождения, поэтому запреты такого рода – неприемлемы.

Скорее всего, Россия будет всячески ограничивать маневры Евросоюза в Арктике. Все полномочия по развитию региона ограничиваются международным правом и правом ООН, но никак не ЕС. Если сейчас мы допустим к управлению Арктикой Брюссель, то мгновенно в регион войдет и Китай, который также стал наблюдателем в Арктическом совете и имеет арктическую программу гораздо амбициознее европейской.

Приарктические страны устраивает этот статус кво. Все участники Арктического совета в хороших рабочих отношениях между собой, и менять этот порядок никто не захочет. Есть спорные вопросы, но они решаются. Никто из нынешних стран Арктического совета не заинтересован в том, чтобы менялась структура управления регионом.   

Поддержало: 0
0 комментариев