Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Новая система не будет воспроизведением советской

Новая система не будет воспроизведением советской

Философ
В ответ на новость:

Обновлённую систему образования в России могут ввести со следующего учебного года

Читать далее...

Новая система не будет воспроизведением советской

Новая система образования в ближайшее время вскоре возникнет, но она не будет какой-то сугубо национальной. Она все равно будет глобальной, потому что Россия — это не какая-то мировая провинция, это держава, которая претендует на то, что можно задавать тренды в области науки и образования, в том числе, быть новой законодательницей мод для остального мира — в котором с нами хотят дружить и сотрудничать. Речь идет о том, чтобы вернуть статус России как законодателя трендов в области образования. Поэтому это будет и национальная модель, конечно, но и глобальная.

Мы не должны потерять опыт тех образовательных трансформаций и инноваций, которые происходили в России в предыдущие годы, в том числе в связи с Болонской системой, и с дальнейшими трансформациями уже внутри этой системы. В этой области надо понимать простую вещь: нет какой-то западной системы образования и какой-то такой специальной восточной или российской — есть универсальная конкурентная система образования, которую мы синтезируем, как традиционно в истории России и происходило.

Мы берем лучшее и собираем свой оригинальный продукт, но состоящий из заимствованных практик. Здесь, на мой взгляд, уместна аналогия с военным делом. Если у какой-то страны есть эффективные военные технологии и приемы ведения боевых действий, позволяющие ей добиваться успехов в мировой конкуренции — это нужно использовать. Мы не можем отказываться от современных технологий только на основании того, что они изобретены нашими конкурентами и даже противниками: мы подсматриваем у них, они подсматривают у нас.

Сейчас в российском образовании происходит отказ от классической Болонской системы, которая ориентирована, в частности, на обмен студентами по всему миру. Но, тем не менее, в нашей ситуации необходимо сохранить некоторые рабочие элементы этой системы, например разделение уровней образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, — так или иначе они должны остаться на ряде направлений, как минимум по той причине, что это экономически выгодно и стратегически важно. Мы не можем просто вернуться к советской системе образования, которая якобы всех спасет. Это, простите, глупость.

Образование очень разное — существует масса образовательных треков: гуманитарных, естественно-научных, инженерных, медицинских, педагогических, и они предполагают совершенно разное время обучения. В нынешних условиях очень важно понимать, что для страны требуются кадры в различных областях и очень быстро — мы не можем ждать пять лет для подготовки новых кадров. Мы должны за два года магистратуры подготовить специалистов, которые смогут работать в высокотехнологичных областях и традиционных направлениях, чтобы восполнить дефициты, связанные с отсутствием ряда продуктов, которые предоставлялись нам в прежней системе распределения труда.

Короче, нельзя одним аршином мерить высшее образование. Нужна многовариантность, мультипарадигмальность, как мы ее называем в Тюменском государственном университете, который до своего назначения возглавлял нынешний министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Для инженерных наук и медиков — это пять или даже шесть лет, а гуманитарии могут первые два года изучать общие, те же гуманитарные и социальные предметы, а потом еще два года в бакалавриате выбрать свою специализацию, чтобы уже затем в магистратуре завершить профессиональное образование на более высоком уровне, и пойти дальше в науку, индустрию, бизнес, и т. д. А те студенты, которые выходят в мир после четырехлетнего образования, смогут, например, преподавать в школах, работать на своем уровне производства, и т. д.

Здесь все очень логично, и дискуссии, которые сейчас ведутся вокруг этой темы в рабочих группах, организованных Министерством науки и высшего образования, посвящены созданию более сложной, многофункциональной и многопрофильной системы образования, не сводящейся к одной модели. Можно быть уверенным в одном – это не будет советской моделью специалитета с узкой образовательной трубой, или западной системой liberal arts, — речь идет о миксе различных подходов в связи со спецификой направлений.

Здесь еще важно, чтобы эта модель соответствовала желаниями самих студентов. А далеко не вся современная молодежь желает пять лет сидеть на одном направлении, не приобретая универсальных знаний и компетенций. Если ты талантливый человек — тебе нужна свобода выбора, более широкий круг общения в науке и быстрое время для смены треков образования.
У ожидаемой революции в российском образовании есть много и других аспектов — это ее связь с социально-полезной деятельностью, новыми индустриями и технологиями, экологическими вызовами, кибербезопасностью, этической составляющей, и т. д.

Но в любом случае, она не будет просто отменяющей нынешнюю, а будет более разумной, сбалансированной, синтетической и мультипарадигмальной.

Поддержало: 0
0 комментариев