ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Плюсы и минусы дней тишины
Плюсы и минусы дней тишины
 Ефим Островский
Ефим Островский
17 сент. 2021

Отмена «дня тишины» выгодна в первую очередь новым кандидатам

Отмена «дня тишины» выгодна в первую очередь новым кандидатам

Слово «агитация» - того же корня, что и ажиотаж: «день тишины» направлен на то, чтобы остановить ажиотаж перед выборами, не дать перерасти агитации в физические столкновения активистов, агонию (тот же корень) в древне-греческом смысле этого слова, подобную той, что мы можем увидеть, например, в «Бандах Нью-Йорка».

В некоторых странах «дня тишины» никогда и не было. В той же Великобритании, например, или в США. Нельзя сказать, что «день тишины» входит в обязательный электоральный мировой ритуал. Что касается российского политического ритуала, да, в этом есть некая ностальгическая нота. Но мне всегда представлялось, что «день тишины» - это опасная идея в том смысле, что нарушение этого правила может быть сфальцифировано, а последствия уже наступит.

Но главное содержание «дня тишины» именно в отсутствии агитации в физическом смысле. Да, конечно, воздействие агитации тем важнее, чем ближе к моменту самих выборов она происходит. Сообщение, побуждающее голосовать, в принципе может быть развернуто в последнюю неделю до непосредственно голосования. И чем позже агитационное сообщение доходит до избирателя, тем оно эффективнее. У человека короткая память, особенно в наше время.

Поэтому у «дня тишины» была своя релевантность. Предполагалось, что человек должен сам подумать перед выборами, а рекламная компонента выборов будет ограничена. Хотя все эти концепты носят поздний характер. Конфронтация ко дню выборов нарастает, и когда вы должны притормозить перед финишем и можете быть дисквалифицированы за нарушения, то вы тогда не разгоняете машину слишком сильно, и до агонального противостояния дело не доходит. Это было особенно важно в то время, когда основное столкновение последних дней до голосования происходило на платформе активистских сетей.

В наше время активизм переносится в значительной своей доле в социальные сети и в принципе в электронное поле. Поэтому физическое столкновение перестает быть таким рискованным.

Культура демократии подразумевает, что рекламная компонента выборов очень сильно ограничивается. Например, во Франции запрещена платная телевизионная реклама кандидатов. И единственная форма обхода этого запрета состояла в том, что кандидаты писали книги перед кампанией, и в ходе самой кампании рекламировалась уже книга и ее автор. Таким образом, в этих культурах поддерживался тот аспект политического выбора, который связан с размышлением, интеллектуализацией, рефлексией. Когда предполагалось, что человек должен делать выбор не под воздействием рекламы во всех проявлениях, а, что называется, своим умом. И «день тишины» был частью такого культурного тренда.

Понятно, что сейчас в целом в мире подобная линия в глубоком кризисе. И все мы знаем, что выборы во многом являются продуктом маркетинговым, построенном уже не на рефлексии, но на аффекте. Отмена «дня тишины» связана с фиксацией этого объективного изменения. Это признание двух фактов: что современные коммуникационные платформы сохраняют агитационные материалы и в «день тишины» (хотя и в дни голосования тоже), и что эти же платформы переносят (в основном) активизм в цифровую реальность, где риски физического столкновения отсутствуют.

По моим исследованиям, в России очень много т.н. «избирателей последнего дня». Около половины избирателей принимает решение, за кого проголосовать, именно в последний день. И большинство избирателей в последний день принимает решение, идти или не идти на выборы в принципе. Раньше это было планирование воскресенья, выборы теперь начинаются в пятницу, а планирование пятницы, с учетом того, что у нас в стране существует даже культ пятницы, важно не менее.

К тому же отмена «дня тишины» особенно важна для челленджеров, а не для чемпионов, для тех, кто бросает вызов, для новых людей в широком смысле. У новых кандидатов с отменой «дня тишины» появляется небольшой, но шанс привлечь к себе избирателей. 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров