Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
По всем болевым точкам в последние годы Роскосмос нормализовал ситуацию

По всем болевым точкам в последние годы Роскосмос нормализовал ситуацию

Политолог
В ответ на новость:

В ожидании перемен в Космосе

Читать далее...

По всем болевым точкам в последние годы Роскосмос нормализовал ситуацию

Космическая отрасль долгое время жила в повестке антикризисного управления под влиянием нескольких острых и резонансных проблем. Все эти проблемы на слуху — это высокая аварийность, долгострои (касается проектов и строительных, и продуктовых), токсичные активы (в финансовом отношении), коррупция. По всем этим болевым точкам в последние годы ситуацию удалось нормализовать. 

Мы видим четыре безаварийных года. Это проявление системной работы. Были приняты меры по контролю качества на всех этапах.

По долгостроям можно отметить, что основные работы по космодрому «Восточный» уже завершены или завершаются. Работа по строительству второй очереди должна завершиться в конце этого года созданием полноценного стартового комплекса для «Ангары». 

Очень характерным и болезненным долгостроем был многофункциональный лабораторный модуль «Наука». Он был отправлен на МКС около года назад. Но его 10 лет хранили на складе, и были большие сомнения в том, что его возможно реанимировать в связи с целым рядом проблем.

«Сармат» — безусловно, большая тема. Завершение испытаний и начало серийного производства — это серьёзный успех, который завершает длинную эпопею. 

Что касается токсичных активов, то на памяти прежде всего финансовое оздоровление Центра Хруничева, которое имело большое значение.

На фоне всех этих кризисных тем санкции долгое время были фоновым фактором, но после 24 февраля они становятся очень серьёзным стресс-фактором. 

Есть сквозное влияние, общее для всех машиностроительных отраслей, то есть влияние зависимости от импорта технологического оборудования, электронной компонентной базы. Надо сказать, что этот фактор для Роскосмоса и космической отрасли как раз не новый, особенно в том, что касается ЭКБ.

Электронную компонентную базу космических класса нам не поставляют уже давно, и предприятия отрасли к этому уже привыкли. 

Возможно, именно поэтому и Борисов, и Рогозин говорят о том, что уровень импортозависимости сегодня в отрасли ниже, чем во многих других стратегических отраслях.

Но есть и специфичное влияние санкций, довольно болезненное для Роскосмоса: прекращение совместных коммерческих и научных проектов с западными странами.

Прежде всего, в этом ряду нужно отметить поставки ракетных двигателей в США, которые долгое время были важнейшим источником дохода для Энергомаша и способствовали повышению уровня его технологической и производственной культуры. Энергомаш хорошо на этом зарабатывал, но эта история закончилась. Она, кстати, заканчивалась в любом случае, но после известных событий все ускорилось.

Более яркий пример — сотрудничество с OneWeb. Там был хороший заказ на пусковые услуги и на электро-реактивные двигатели, которые делало предприятия «Факел» для европейских спутников. Это тот экспортный потенциал, который теперь неизбежно потерян для отрасли.

В этом же ряду и научные потери — «ЭкзоМарс», «Спектр-РГ», где произошло отключение немецкого оборудования. 

В целом, нынешняя политическая и экономическая ситуация делает более актуальной расстановку приоритетов. Сейчас руководство Корпорации об этом и говорит: дорогие амбициозные, но не жизненно важные вещи – такие, как сверхтяжёлые ракеты или инфраструктура для лунной пилотируемой программы – отходят на второй план. Но вещи абсолютно необходимые — спутниковая группировка, обеспечивающая дистанционное зондирование Земли, связь, навигацию, — должны быть профинансированы и реализованы без всяких проволочек. 

Здесь есть обоюдная ответственность государства и отрасли. Руководство отрасли должно правильно структурировать и обосновать проекты по развитию орбитальной группировки, правительство — обеспечить механизмы их финансирования. 

Конечно, у Минфина есть большой соблазн сказать: если сверхтяжелая ракета или пилотируемый корабль — больше не приоритет, давайте просто забудем об этих триллионах. В действительности эти триллионы нужно будет не вычеркнуть, а перераспределить на спутниковую группировку. Причем с полным пониманием того, что речь идет об инфраструктурных инвестициях. Это вложения, которые не будут окупаться внутри отрасли, но окупятся через смежные отрасли экономики и через то, что дороже денег — национальный суверенитет.

Поддержало: 0
0 комментариев