Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
Политика США рассчитана на однополярный мир, российские ожидания и расчеты не оправдались

Политика США рассчитана на однополярный мир, российские ожидания и расчеты не оправдались

Политолог (НИУ ВШЭ)
В ответ на новость:

Американская трагедия 9/11. Сентябрьские теракты и их последствия

Читать далее...

Политика США рассчитана на однополярный мир, российские ожидания и расчеты не оправдались

Еще до событий 11 сентября 2001 года Россия стремилась выстроить тесное партнерство с США, причем главным инициатором этой инициативы был президент Путин.

Мир тогда был однополярен, а США находились в зените мировой гегемонии. Тогда еще не было стремительного подъема Китая, и именно Запад и США являлись главными производителями технологий, двигателем модернизации. В тех условиях, извлекая уроки из российской истории противодействию расширению НАТО, американской агрессии против Югославии и вообще подводя итоги 1990-м годам, российское руководство считало, что тесное партнерство с США – это единственный способ укрепить влияние России, ее суверенитет и продвинуть экономическую модернизацию страны.

Россия искала пути сближения и выстраивания партнерства с новой республиканской администрацией, считая, что она будет проводить реалистическую политику, менее идеологизированную, чем та, что осуществляла демократическая администрация Клинтона. Например, Дж. Буш мл. в своей предвыборной кампании в принципе критиковал Клинтона за попытку строительства других наций, идеологически мотивированную интервенцию и т.д.

События 11 сентября резко интенсифицировали эти российские усилия по выстраиванию партнерства с США. Россия увидела совместную борьбу с международным терроризмом не только как единственно реальную объединительную повестку, но и как единственную область, где США зависели от России и объективно нуждались в российской поддержке, сотрудничестве.

Тогда эпицентром борьбы с терроризмом стал Афганистан, и Россия многое могла дать Америке, да и многое реально дала на начальном этапе войны США с Афганистаном. Во-первых, Россия решительно поддержала в Совбезе ООН эту войну, во-вторых, предоставила США огромное количество разведывательной информации по Афганистану, в-третьих, нарастила военную помощь Северному Альянсу (коалиции узбекско-таджикских племен, которые тогда воевали с талибами (Талибан – организация, признанная террористической в РФ)). По сути, Талибан разгромили в 2001 году не только США, но и Северный Альянс, которому помогала Россия, т.е. де факто Россия выступала военным союзником США в Афганистане.

Самым громким решением России, принятым лично президентом Путиным, стало разрешение на создание американских военных баз в странах Центральной Азии. Россия рассчитывала, что, предоставив столь серьезную поддержку США, она действительно станет важным американским партнером, союзником. Путин предполагал, что такая роль России в афганской войне приведет к тому, что США будут считаться с российскими интересами и рассматривать Россию более привилегированным партнером, чем западноевропейские страны, которые тогда не так много делали по Афганистану по сравнению с нами.

В 1990-е годы единственным позитивным интересом США к России были внутрироссийские изменения, демократизация, переход к рыночной экономике. В 2000-е после 9/11 появился контртерроризм как источник американского интереса к сотрудничеству с Россией.

Кроме того, конечно же, Россия стремилась добиться поддержки США в своей политике на Северном Кавказе, ведь это все происходило на фоне второй чеченской войны, которая тогда только-только закончилась. На Западе отношение к ней было очень критическим. Многие страны, в том числе США, на государственном уровне отказывались признавать лидеров чеченских сепаратистов террористами, называли их «повстанцами» и «борцами за свободу». Многим из них даже предоставляли политическое убежище. Россия была заинтересована в том, чтобы показать, что на Северном Кавказе она воюет с той же угрозой, с которой США столкнулись 11 сентября и с которой воюют в Афганистане.

К тому же Россия была объективно заинтересована в том, чтобы разгромить Аль-Каиду (признана в России террористической организацией) и Талибан и устранить источник не только нестабильности, но и эпицентр экспансии исламского фундаментализма и терроризма в Евразию в целом.

Талибан тогда не скрывал, что их цель — не только афганский эмират. Они находились в официальном альянсе с Аль-Каидой, и их цели были гораздо более масштабными: трансформировать весь регион – это и экспансия, и распространение фундаментализма в Центральной Азии, и дальше на территорию России. Россия же была естественно заинтересована в том, чтобы этот источник агрессивного исламизма был ликвидирован.

Россия руководствовалась тогда именно этими аргументами, стремясь помочь США и выстроить важное контртеррористическое сотрудничество. Но очень скоро стало понятно, что ни один из этих аргументов не сработал.

Никакого реального партнерства России и США не получилось. Уже конец 2002 года, и особенно 2003 год, когда США вторглись в Ирак, показали, что США не намерены прислушиваться к России и учитывать ее интересы ни в регионе, ни в мире в целом. США показали, что вообще не рассматривают Россию как важного партнера, а просто игнорируют ее, продолжая антироссийскую политику.

Политика администрации Буша мл. после 9/11 в целом в корне отличалась от того, на что надеялась Россия. Вместо реалистической политики американцы стали «распространять демократию», то есть свергать неугодные им режимы, осуществляя вооруженные интервенции в еще большем объеме, чем это было при администрации Клинтона.

Второй раунд расширения НАТО также произошел при Буше мл., когда в Альянс вступило сразу семь стран, включая Прибалтику; потом при том же президенте произошло вторжение США в Ирак; провозглашение доктрины упреждающих (превентивных) ударов администрацией Буша, — все это показало, что никакого партнерства не получается. На международной арене США ведут себя так, что с ними нужно не сотрудничать, а бороться и сдерживать их.

Провалился созданный тогда совет Россия-НАТО. Западная позиция по Северному Кавказу тоже мало изменилась. По-прежнему главенствовала критическая оценка действий России в отношении Чечни. Только при Бараке Обаме в момент «перезагрузки» наших отношений была чуть-чуть скорректирована политика, и тот же Доку Умаров был внесен в американский список террористов.

Россия увидела, что Талибан окончательно не разгромлен. Терроризм не побежден, и Афганистан по-прежнему остается источником угрозы: стабильного государства нет, наркотрафик растет галопирующими темпами. Т.е. вместо того, чтобы уничтожить источник угрозы, создать стабильное новое государство и уйти, США не решили эти задачи – не создали прочного государства, не побороли терроризм и наркотрафик, при этом еще и не уходили из страны до августа 2021 года.

Российские ожидания относительно партнерства с США не оправдались и по одному из направлений. Это привело к ухудшению российско-американских отношений, Россия стала критиковать американское присутствие и политику США в Афганистане.

Поддержало: 1
0 комментариев