Платформа дебатов и общественных дискуссий
Выпускается при поддержке:
В Болонском процессе образования  много составляющих

В Болонском процессе образования много составляющих

Эксперт по образованию
В ответ на новость:

Алексей Пушков призвал сформировать в России новое информационное, образовательное и культурное пространство

Читать далее...

В Болонском процессе образования много составляющих

В Болонском процессе образования есть много составляющих.

            В 1988 году — на 900-летие Болонского университета — была принята университетская хартия о том, что европейские страны будут сравнивать образование друг с другом по определенному набору параметров и вырабатывать общие рекомендации того, как системы образования могут меняться. Окончательно Болонская декларация была подписана в 1999 году, Россия к ней присоединилась в 2003 году. Некоторые параметры этой программы в России так и не реализованы.

            Например, в одной из версий Болонской декларации речь шла о том, что университеты должны прислушиваться к мнению студентов и вести диалог со студенческими сообществами. И я думаю, вряд ли от этого кто-то будет отказываться и игнорировать в России мнение студентов. Согласитесь, это было бы странно.

            Болонский процесс — движение, в рамках которого действует трехступенчатая система высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура (в Европе — докторантура). В процессе участвуют 48 стран и Европейская комиссия. С 2007 года Россия ввела систему бакалавриата и магистратуры вместо специалитета.

            Есть позиции, которые, по-видимому, больше всего вызывают дискуссии. Что же будет — иногда неправильно говорят — с двухступенчатой системой высшего образования «бакалавриат/магистратура»? На самом деле в Болонской декларации речь идет о трех уровнях высшего образования: это бакалавриат, магистратура и аспирантура.

            И если произойдет отказ от трехступенчатой системы, то чем ее заменят?

            Эту трехзвенную структуру ввели не только европейские страны, но и все азиатские, и Латинская Америка, и Африка, то есть подобная система введена во всем мире.

            И если у нас будет лишь специалитет, то возникает вопрос, что это, по сути, значит? Отказываемся ли мы от деления бакалавриат/магистратура? Тогда, собственно, настройка на профессию будет прямо с первого курса: выбрал эту специальность и по ней учишься. Но при этом потеряется гибкость, возможность более точного самоопределения, профессиональных проб.

            Иными словами, у нас остается еще много вопросов. Я думаю, чтобы построить отношение к планируемым изменениям, надо смотреть конкретные нормативные акты и что конкретно предлагается изменить в законодательстве.

Поддержало: 2
2 комментариев
  • Владимир Рогожин
    Владимир Рогожин
    Для принятия правильного решения о системе высшего образования необходимо провести общероссийский опрос всех преподавателей вузов (работающих и бывших), а также максимального количества предпринимателей в разных отраслях народного хозяйства. Также необходимо провести опрос иностранных студентов, обучающихся на платной основе, в том числе ранее закончивших российские или советские ВУЗы. ЕГЭ необходимо отменять. Школа должна быть воспитательно-образовательной системой, исключающей начетничество. Возможно исключение всех "экзаменов" и "контрольных работ" с "оценками" и "баллами". Система школьного образования, основанная на страхе, не может быть эффективной в широком социальном смысле. Здоровье (физическое и нравственное) подрастающего поколения - это самый важный ресурс общества. Одна из важнейших задач системы школьного образования — выявление талантов каждого ребенка. Одиннадцать лет достаточное время, чтобы таланты детей выявлять и развивать. Выпусник школы должен уметь сделать самостоятельный выбор будущего пути, в том числе специальность, ВУЗ, Колледж и город, где он будет обучаться.
  • Виноградов Юрий
    Виноградов Юрий
    Как ни назови систему образования, но если руководит ей некомпетентный и не заинтерсованный в процветании государоства человек не будет движения вперёд и выше. Например, говорим о том, что нужно учесть мнение студентов. Даже мнение специалистов не может быть услышано потому, что закон 59-ФЗ запрещает клеркам передавать письма граждан ректору и тем более министру образования.