В школьной программе есть почти неприличный перекос в сторону точных дисциплин
В школьной программе есть
существенный, почти неприличный перекос в сторону точных и естественных
дисциплин. По моему мнению, нужно радикально сокращать преподавание математики,
физики, химии, географии, биологии и т.п. По этим предметам надо давать самые
базовые знания и не углубляться в них. Серьёзное знание физики, химии или
биологии совершенно не нужно человеку, ведь оно никак не связано с
формированием личности, для чего и предназначена школа. Все, что связано с
этим, то есть как раз гуманитарные дисциплины, сейчас, наоборот, находятся в
загоне. Поэтому необходимо радикально увеличивать преподавание литературы,
истории, обществознания.
Классическую литературу нужно преподавать,
как минимум, в прежнем объёме, а, желательно, его еще увеличить. И имеет смысл
делать акцент как раз на литературе XIX века, меньше внимания уделяя веку XX и современной литературе. Хотя бы
потому, что к литературе XIX века гораздо меньше вопросов. Мы уже точно знаем, что
из нее классика, а что – нет, кто великий, кто – не очень, споров на эту тему почти
не ведется.
Если же говорить даже о XX веке, то у
меня нет уверенности, что Максим Горький или Михаил Шолохов – такие уж большие
писатели. По XIX веку подобных вопросов практически не возникает. Толстой и Достоевский
–это вершины, по ним свое уже отспорили.
Очень важно преподавать то, что уже
не вызывает сомнений. Конечно, интерпретации произведений рождают споры и разные
толкования, но это другой вопрос. Нельзя однозначно толковать и «Евгения
Онегина», и «Горе от ума», об этом должны быть дискуссии. Но то, что это
классика, и то, что они должны присутствовать в школьной программе, на них
должен быть сделано акцент, мне совершенно очевидно.
Опрос же, где большинство россиян
поддерживает исключение из школьной программы классики золотого века, вызывает
у меня сомнения. Я не думаю, что наш народ такой глупый. Скорее, это просто
некачественная социология, смахивающая на «вброс» для общественной дискуссии, что,
кстати, само по себе и неплохо. Но особенно доверять подобным данным не стоит. Хотя
если бы подобный опрос делали среди школьников, то данные могли бы быть похожи
на правду, особенно, если у учеников не очень интересные учителя.
Преподавать литературу также нужно
уметь, чтобы сделать «Евгения Онегина» интересным детям, показать, что это
касается самих учеников. Пушкин – это не абстракция, он отвечает на конкретные
жизненные вопросы, которые касаются каждого.
Хочется призвать к определенной
серьезности и пониманию того, что смысл школы заключается не просто в знаниях. Школа
никогда не даст тех знаний, какие даст Google. Поэтому нужно давать некую базу
общих знаний, а все детали уже подскажет поисковый запрос. Та часть школы,
которая касается преподавания знаний, сейчас уходит. Гораздо необходимее формировать
способы мышления, нравственные оценки, иными словами – всё, что касается человеческой
личности, ее мышления и сознания. Школе теперь должна делать акцент на этом.
И в этом плане литература и
обществознание, безусловно, важнее всего остального. Даже история не так
первостепенна, поскольку по поводу каждого исторического события возникают
большие споры и недопонимания. Литература же – самый мягкий, понятный, очень
близкий именно русской культуре вариант развития и воспитания.