ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Иван Бегтин
    Иван Бегтин
    Эксперт

    Практически все мобильные приложения, которые созданы для организации знакомств и свиданий, в той или иной форме собирают данные о своих пользователях. Было несколько исследований подобного сбора информации. Самое известное делал Норвежский совет потребителей (Norwegian Consumer Council) в январе 2020 г. под названием «Out of control» («Вне контроля»), где было проверено около десятка приложений для знакомств.

    Норвежские исследователи обнаружили, что все эти приложения отправляют большинство информации о пользователях т.н. внешним трекерам –специальные сервисам в интернете, код которых устанавливается внутри приложения, и с помощью этого кода передается персонифицированная информация о человеке. Например, его гео-координаты, его идентификатор рекламы (advertising ID), IP-адрес, идентификаторы, информация о поле, дате рождения и т.д. И это лишь та информация, которая по умолчанию передается из самого приложения.

    Сами сервисы сбора информации могут использоваться разработчиками приложения для таргетированной рекламы, например. Однако есть и другая, куда более серьезная и опасная практика: такие сервисы сбора информации платят владельцам приложений, чтобы получить данные пользователей. Используются же данные в самых разных целях. Тот же рекламный рынок, где по этой информации вам предлагают товар или услугу. Но кроме прочего эти сведения используются еще и мировыми разведками.

    Норвежский совет потребителей (Norwegian Consumer Council) после публикации своего исследования подал иск в отношении приложения Grinder, которое сливало информацию внешним сервисам, а те уже распространяли данные сотням других. Норвежцы подсчитали, что порядка 4000 сервисов в интернете получали информацию о людях из этого приложения и активно ее монетизировали.  Приложение Grinder (начально созданное для знакомств людей нетрадиционной ориентации) попало на значительные оборотные штрафы.

    Есть подобные примеры и в других странах. Как продолжение Patriot Act в США ведется активная слежка за арабо-говорящими людьми и мусульманами. Для этого власти использовали многие приложения, в том числе и специализированное приложение знакомств для мусульман (Muslim Qibla Finder). С помощью  компаний, которые скупают аналитику для коммерческого рынка, они приобретали эту информацию для специализированного программного обеспечения, с помощью которого следили и следят за десятками, если не сотнями тысяч людей арабского происхождения.

    Распространены и случаи слежки за людьми, которые работают на секретных объектах. Исследования показывают, что секс так или иначе остается первой потребностью человека, где бы он ни находился. Поэтому одним из способов отслеживать передвижение людей на секретных объектах являются приложения знакомств, притом что люди их устанавливают добровольно и самостоятельно передают туда свои координаты.

    Приложения для знакомств – это с одной стороны большой рынок, и несомненно они будут еще продвигаться и развиваться. С другой стороны, это и очень эффективный способ слежки за людьми.

    Опыт зарубежных спецслужб показывает, что подобное имеет место быть, равно как и опыт зарубежных коммерческих рекламных сетей, которые все собирают информацию о потребителях. Этот процесс будет только развиваться, если не будут приняты какие-то государственные меры, как это было сделано в Норвегии.

    6 голоса(ов) (54%)
  • Павел Мясоедов
    Павел Мясоедов
    Эксперт

    Наиболее надежный бизнес – это бизнес, который работает с базовыми потребностями потребителя: а это еда, безопасность, и с учетом того, что человек – существо социальное, в том числе это и сервисы и продукты, связанные с общением. Сайты знакомств удовлетворяют первую человеческую потребность.

    К тому же подобные сервисы удовлетворяют с запрос времени. Во время локдауна люди пользовались приложениями знакомств очень активно. Этот бизнес находился на подъеме, если даже не все компании выигрывали по экономическим показателям (это зависит во многом от бизнес-модели), то по уровню посещаемости точно.

    В России есть специальные сайты и приложения, ориентированные на наш рынок. Например, компания «Badoo», которая фокусируется на СНГ. Коммерциализация таких сервисов строится на попытке затащить пользователя в свою экосистему. То есть человек начитает пользоваться сайтом или приложением бесплатно, знакомиться с людьми, ему начинает нравиться общение, и система играет на его ощущениях, предлагая оплатить определенные сервисы, что человек и делает. Люди начинают отдавать свои деньги приложениям, они подсаживаются на подобные площадки.

    Это история о чем-то сродни мягкой наркомании. Система сервисов знакомств старается именно «подсадить» человека на свои приложения. Чем эффективнее сервис осуществляет эту задачу, тем успешнее он становится. И сегодня приложения для знакомств чувствуют себя экономически более, чем хорошо. Если при на старте мало кто верил в успех подобных предприятий, то, как показывает практика последних лет, эти сервисы растут и развиваются постоянно. Я прогнозирую, что они будут только увеличивать свою популярность, потому что новая генерация совсем молодых людей уже привыкла общаться или, по крайней мере, начинать общение в цифровом формате, а не в очном.

    Что касается утечки персональных данных с таких ресурсов – то это настоящая беда. Проблема существует и очень серьезна. Сервисы знакомств работают в законодательстве разных стран и являются одними из десятков тысяч других приложений, которыми пользуются граждане. Крупные компании более серьезно подходят к сохранению данных пользователей, а компании уровня ниже, которые являются разработчиками не рекордно популярных дейтинговых приложений, относятся к вопросу данных не так строго. Для них уже первична коммерциализация, им нужно окупить свой бизнес. И общая государственная регуляторика может пропустить утечки данных, просто потому что приложений и программ очень много.

    Сами владельцы таких бизнесов сливают данные, зарабатывают на этом. А с учетом того, что подобные сервисы работают как мягкий наркотик, о чем я говорил выше, подсаживают человека на себя. И люди сами не обращают внимания на то, какими данными они делятся с подобными приложениями. Речь идет не только о чем-то интимном, но в первую очередь, о данных о месте нахождения, чем могут напрямую воспользоваться мошенники, чтобы ограбить ваш дом.

    Если ваши данные попадут рекламодателям, это еще не самое страшное. Но обычно данные от рекламщиков утекают в серую зону интернета, где становятся доступны уже всем другим заинтересованным сторонам, в т.ч. и по-настоящему криминальным. Таких кейсов много. Люди задаются вопросом: как же грабители узнали, где я нахожусь, если я в социальных сетях не делал никаких отметок? Такую информацию и необязательно размещать в социальных сетях, те же приложения знакомств могут определить вашу геолокацию. И, конечно, большое количество мошенников ведет непосредственные беседы с людьми, так или иначе, напрямую вымогая у них деньги или информацию.

    Персональные данные с сайтов знакомств гуляют направо и налево во всех зонах интернета. Государство же в первую очередь работает с регуляторикой, которая направлена на весь рынок информационных технологий и персональных данных. Крупные компании должны хранить данные на российских серверах, что правильно, но надо понимать, что всеми компаниями заняться просто невозможно.

    Сервисов знакомств очень много, и автоматизированные системы, которые мониторят ситуацию на IT-рынке, не могут быть панацеей, потому что сервисы среднего уровня обходят эти системы. Невидимая рука рынка в таких случаях оказывается сильнее видимой руки государства.

    5 голоса(ов) (45%)