ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Сергей Марков
    Сергей Марков
    Эксперт

    Большие персональные изменения в Совете по правам человека при президенте России (СПЧ) на этот раз являются значительно более существенными, чем прежде, и свидетельствуют, по всей видимости, о принципиальном изменении СПЧ при президенте и изменении его места в российской политической системе.

    Все это связано с изменением российской политической системы, которое также естественно, поскольку Россия с 24 февраля – дня начала специальной военной операции (СВО) –  оказалась в принципиально другой ситуации, особенно после массированных западных санкций, после череды военных поражений российской армии и после объявления и проведения частичной мобилизации. В связи со всеми этими событиями вся политическая система страны теперь тоже вынуждена перенастраиваться к новым условиям.

    Совет по правам человека (СПЧ) был частью российской политической системы, созданной Владимиром Путиным. СПЧ играл интересную роль: в нем состояли практически только политические противники Путина. Они называли себя общественными активистами, но все они были прозападными антипутинскими политиками. Финансирование этих прозападных антипутинских политиков Запад осуществлял через неправительственные организации: для облегчения их «проскальзывания» в политическую сферу России им было рекомендовано «надеть одежду» общественников и участников неправительственных организаций, — ведь это не запрещено законом.

    Таким образом, политическая система давала возможность политическим противникам Путина получить статус, «корочку», возможность раз или два раза в год встречаться с президентом, задать ему вопрос, хорошенько попиариться, пообщаться с разными начальниками из Администрации президента (АП) и вообще поднять свой социальный статус.

    В обмен на это российская власть получала некоторые (не на 100%, а на 90%) гарантии того, что эти политики не уйдут в слишком радикальную сферу.

    Стандартный профиль члена Совета по правам человека при президенте — это профиль умеренного, разумного политического противника Путина, связанного с Западом, получающего западное финансирование и ведущего умеренную политическую борьбу против президента.

    После начала СВО Запад перешел к фронтальной атаке на Владимира Путина и потребовал от всех своих союзников перейти от умеренной к радикальной позиции. Поэтому ниша умеренного прозападного политического противника Путина перестала существовать. Запад перестал финансировать эту категорию общественных деятелей и стал требовать жесткой радикализации. Часть этих людей уехала на Запад к своему руководству, а часть оставалась в России и просто замолчала (например, исключенный из СПЧ Николай Сванидзе).

    Совет по правам человека как статусный клуб для умеренных, рациональных, образованных политических противников власти перестал существовать.

    Сейчас СПЧ трансформируется во что-то другое, во что — мы пока не знаем. Меняется не только Совет по правам человека, будет меняться вся политическая система России в соответствии с новыми вызовами. Как она будет меняться, пока никто не знает. Может быть, по какому-то плану, который выработают в Администрации президента, а, может, такой план так и не будет выработан: а это значит, что политическая система будет меняться стихийно.

    9 голоса(ов) (37%)
  • Алексей Макаркин
    Алексей Макаркин
    Эксперт

    Перестановки в Совете по правам человека (СПЧ) могут обозначать эволюцию политической системы.

    20 лет назад либералы, тогда СПС, были представлены в парламенте. С 2003 года в парламенте их уже не было. Когда президентом стал Дмитрий Анатольевич Медведев и позиционировал себя прямо противоположным сегодняшнему образом, возникла идея, что некой компенсацией отсутствию либералов в парламенте должен стать орган при президенте, который ничего не решает, не принимает законов, но может представительствовать. СПЧ стал эдаким представительством либеральной позиции: он доносил до президента мнения этой части общества и имел статус, который позволял взаимодействовать с чиновниками.

    После того, как Владимир Путин вернулся на пост президента, через несколько лет Совет изменил концепцию, а с ней и руководителя Совета, и внутри СПЧ был выстроен такой порядок, который уравновешивал критику со стороны либеральной оппозиции. Туда были включены сторонники власти, они составили баланс с представителями оппозиции.

    Но лоялисты выдавили критиков. Таким образом, орган перестал быть представительством либеральной оппозиции при власти, но при этом либералам все же давали слово и за ними сохраняли статус.

    Думаю, что Совет в его нынешнем виде был обречен после 24 февраля, когда сразу же изменились отношения между государством и его реальными критиками. Поначалу самой важной проблемой была ликвидация либеральных средств массовой информации  «Эхо Москвы», «Новая газета», причем вне зависимости от статуса и роли этих СМИ в прежней жизни. Любая публичная критика СВО теперь недопустима.

    Председатель СПЧ Валерий Фадеев на 100% поддержал спецоперацию и говорил от имени Совета, да и сам Совет как институт не осудил спецоперацию. Видимо, интерес к нему со стороны власти упал. Выступления отдельных членов СПЧ большого публичного эффекта не имели.

    Теперь же близится декабрь, а с ним и традиционная встреча президента с членами Совета. Это, вероятно, и стало основанием для того, чтобы удалить из СПЧ практически всех критиков власти, может быть, за небольшим исключением: Александр Сокуров, например, остался.

    Таким образом СПЧ окончательно встраивается в общую конфигурацию власти, в которой либеральные критики не нужны, а нужна консолидация на основе поддержки специальной военной операции. Дальше этот курс будет сохраняться.

    Если говорить уже о новых назначениях (обращают внимание в основном на военкора Александра Коца), то новые назначенцы не будут говорить ничего неожиданного и эпатирующего, а будут заниматься правозащитой в том направлении, которое сейчас признается властью не просто допустимым, но и предпочтительным.

    Это защита интересов военнослужащих (не в смысле их защиты от незаконной мобилизации): чтобы они были накормлены, одеты и могли эффективно участвовать в СВО. Защита интересов населения на новых территориях. Протесты против нарушений их прав с украинской стороны. Защита морально-нравственных ценностей. Если раньше у Совета по правам человека были серьезные разногласия с Государственной Думой, то теперь, видимо, они будут действовать заодно.

    Всегда в поле деятельности СПЧ была защита основных социальных прав человека для большинства наших граждан: чтобы пенсию в полном объеме платили, если вдруг чиновники где-то заслуженного человека обижают, если кого-то медицинскими услугами обходят, и прочее. Согласно опросам, абсолютное большинство нашего населения заинтересовано именно в такой активной правозащите, касающейся пенсионных прав, медицинских прав и пр.

    Но есть и активное меньшинство, которое понимает правозащиту совершенно иначе, в другой традиции, восходящей еще к диссидентскому движению. Такая правозащита была легализована в конце 1980-х. Но большинство населения к этой деятельности равнодушно.

    Государство прежде понимало, что надо и с этой частью общества как-то взаимодействовать, что это активные люди, которых, конечно, надо  маргинализировать, но постепенно. Но постепенно интерес к подобному диалогу снижался, становился все более формальным и инерционным, а после 24 февраля парадигма диалога с обществом изменилась полностью и окончательно.

    9 голоса(ов) (37%)
  • Константин Калачев
    Константин Калачев
    Эксперт

    Ликвидация Совета по правам человека при Президенте РФ в том виде, как он когда-то создавался, практически завершена.

    Если раньше в СПЧ были широко представлены альтернативные мейнстриму точки зрения, если раньше там было много людей, оппонирующих власти, то теперь остались практически одни лоялисты.

    Новые члены СПЧ в критике власти не замечены и СВО поддерживают. Те, кто публично в той или иной форме выступал против СВО, Совет по правам человека покинули. Теперь никто и ничем президента не огорчит.

    6 голоса(ов) (25%)