ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Алексей Зубец
    Алексей Зубец
    Эксперт

    Уровень производства, который обеспечивает сочетание высокого качества и низкой стоимости, должен насчитывать несколько сотен тысяч автомобилей в год. Российского внутреннего рынка не достаточно для обеспечения подобной самостоятельности. Мы действительно можем производить хорошие машины, но хорошие дешевые машины – нет. Мировой рынок занят другими производителями, российских на нем не ждут, а внутреннего рынка для доступного производства автомобилей недостаточно.

    Шансы на развитие независимой автомобильной промышленности, каковая была в СССР, на сегодняшний день у России невелики. Хотя в определенных кластерах все же это возможно, например, в сегменте грузовиков есть российский «КАМАЗ», который является, во-первых, глобальным игроком, производящим автомобили для всего мира, во-вторых, компания получает государственные заказы от Министерства обороны.

    Самостоятельное российское производство качественных и дешевых легковых автомобилей все же вряд ли возможно. До последнего времени крупнейший автомобильный отечественный производитель «Лада» работал на базе концерна «Renault». После изменений политической повестки началось практически полное замещение западных сопроизводителей китайскими, что можно отметить применительно и к «Москвичу», и к той же «Лада», которая теперь работает в тесной кооперации с китайскими производителями.

    Если же говорить о замене автопарка каршеринга и такси отечественными автомобилями, то это способ подобным образом поддержать пришедших в Россию китайских инвесторов, сделав их производство более масштабным и, соответственно, окупаемым.

    Россия насчитывает огромный автопарк каршеринга и такси, где, в основном, доминируют корейские и немецкие автомобили. И, конечно, в один день заместить эти автомобили «китайцами» российского происхождения не получится. Но в связи с тем, что поставки новых машин и запчастей из Европы, Кореи и Японии запрещены, а автомобили такси имеют небольшой срок службы в три-четыре года из-за большого пробега, замена парка автомобилей на китайские или произведенные в кооперации российские автомобили будет успешной программой. Таким образом, через пять лет автопарк каршеринга и такси может быть полностью обновлен. Это станет неплохим выходом из положения, ведь проблема старения таких автомобилей действительно существует.   

    20 голоса(ов) (32%)
  • Игорь Николаев
    Игорь Николаев
    Эксперт

    В апреле 2023 г. производство легковых автомобилей в России выросло почти на 40%. Это хороший показатель, но необходимо учитывать то, что в прошлом году российское автомобильное производство проседало в бОльшем объеме. Таким образом, тот подъем, который сегодня наблюдается в производстве легковых автомобилей, еще не компенсировал прошлогодний спад.

    Безусловно, оживление отрасли наблюдается, но оно все еще недостаточно.

    Что же касается использования отечественных автомобилей в сфере такси и каршеринга, то в мае 2022 г. было принято решение о том, что российские автозаводы могут выпускать машины без подушек безопасности, системы ABS, системы курсовой устойчивости. Все это влияет на безопасность движения, но каждый житель заинтересован в том, чтобы такси было безопасным видом транспорта.

    Системы ABS должны скоро начать производить в Костроме. И если удастся решить проблему безопасности, то отечественные автомобили можно будет использовать в качестве такси и каршеринга. 

    20 голоса(ов) (32%)
  • Анна Федюнина
    Анна Федюнина
    Эксперт

    На сегодняшний день мы видим перестраивание российского автопрома на отверточную сборку китайских автомобилей. Так появились всем уже известные автомобили «Москвич-3» и «Лада X-Cross 5», которые в реальности являются китайскими машинокомплектами, собранными на российских заводах.

    Говоря о перспективах отечественного производства легковых автомобилей, нужно понимать, смогут ли российские предприятия нарастить добавленную стоимость только от сборки к этапам цепочки с более высокой добавленной стоимостью. То есть, что еще российские производители смогут прикручивать (в прямом смысле этого слова) к китайским машинокомплектам.

    Сам процесс трансформации цепочки создания стоимости и перестройки ее на взаимодействие с китайскими партнерами потребует годы. Переход от отверточной сборки европейских автопроизводителей к тому, чтобы в России появились собственные производители хотя бы несложных автомобильных элементов и запасных частей, потребует 5-10 лет. Важно отметить, что в текущих условиях не наблюдается валового спроса со стороны иностранных инвесторов автопрома на российские активы ни с позиции зарубежных, индийских, китайских автопроизводителей.

    В условиях ограниченного спроса на российском рынке в силу снижающихся доходов населения и относительно дефицита осуществлять масштабные инвестиции в собственные заводы по производству автокомпонентов вряд ли выглядит привлекательной стратегией. Все еще намного проще продолжать продавать автомобили, пусть и не слишком крупными партиями, но прощупывая таким образом рынок и наблюдая за ситуацией.

    Если же России удастся в ближайшее время перейти на положительные темпы экономического роста, то и отношение зарубежных предприятий к вложениям в активы российского автопрома может измениться в позитивную сторону.   

     

    21 голоса(ов) (34%)