- Алексей ФененкоЭксперт
Мирное международное сотрудничество в арктическом регионе закончилось в 2002 году. Именно тогда провалились планы США через Арктический совет навязать решение интернационализации Северного Ледовитого океана, механически распространить на него Конвенцию по морскому праву, сделав его нейтральным.
Уже с этого времени началась борьба за передел континентального шельфа и за то, чтобы разделить Северный Ледовитый океан на сектора. Американцы были с этим не согласны, и поэтому стали настраивать другие арктические государства против России, тем более что многие из них либо члены НАТО, либо как Финляндия и Швеция имеют претензии к России в Арктике.
21 голоса(ов) (25%) - Алексей ФадеевЭксперт
Если говорить о перспективах международного сотрудничества между Россией и США, то, конечно, они есть и очень значительные.
До осложнения ситуации Россия и США уже вели сотрудничество в арктической зоне по целому ряду направлений. Первое из них — это освоение углеводородных месторождений. В 2000-е годы были подписаны договоры о сотрудничестве и даже созданы совместные предприятия между компаниями Exxon Mobil, General Electric и нашей российской нефтяной компанией «Роснефть» в отношении разработки ряда лицензионных участков в Арктике.
Стоит сказать, что работа компаний «Роснефть» и Exxon Mobil в 2014 году завершилась успешным открытием одного из перспективных и крупнейших нефтяных месторождений «Победа». Это бурение было на Ленинградской структуре в Карском море, очень сложный с точки зрения логистики и технологий проект. Тем не менее, две компании — крупнейшая нефтяная компания России и крупнейшая мировая компания — совместными усилиями сумели реализовать этот проект.
Совместные проекты существовали и в сфере транспорта. Например, проект «Северный воздушный мост», который предполагал возможность очень быстрой доставки грузов и персонала из Азии в Америку через Артику. В этой схеме задействовалась часть сибирских аэропортов (Красноярский, например). В области логистики и транспорта тоже были совместные начинания, но тогда проект до конца не был реализован из-за недостаточной грузовой базы, однако, сама по себе возможность кроссполярных перелётов имеет очень высокую перспективность.
Конечно, нельзя забывать о том, что и Россия, и США являются участниками Арктического совета. И хотя сегодня Арктический совет пытается двигаться своим курсом, без Российской Федерации, но это, безусловно, не будет полноценной работой. Больше 50% углеводородных ресурсов в Арктике принадлежит Российской Федерации. Из 4,5 миллионов человек, проживающих в Артеке, 2,5 проживает на территории России. Россия имеет самую большую протяжённость сухопутной границы — более 22 тысяч километров.
Исключить такого игрока будет невозможно, Россия — это крупнейший арктический игрок.
Я верю в то, что Артика всё-таки сохранит свой статус территории сотрудничества, а не территории конфронтации, и у наших западных коллег хватит здравого смысла не обострять ситуацию в таком важнейшем регионе.
Арктика, помимо того, что является перспективной энергетической кладовой, перспективной кладовой, с точки зрения запасов редкоземельных металлов, — это ещё и та самая экосистема, воздействие на которую может серьёзным образом влиять вообще на изменение климата на Земле. Таким образом устроены природные процессы региона, там сходится течение воздушных масс.
Поэтому нужно бережно относиться к арктической зоне, проводить совместные научные исследования, решать задачи по организации ликвидаций возможных чрезвычайных ситуаций. Очень надеюсь, что именно сфера научных исследований будет одним из таких направлений.
Потенциал сотрудничества есть, и всё, что необходимо, — это политическая воля, чтобы это сотрудничество продолжилось, а также определённые организационные решения. Россия всегда была открыта для международного сотрудничества с теми странами, которые хотят работать с нами; уверен, что она остаётся таковой и сегодня. Вместе с тем, нужно обязательно помнить о том, чтобы любое международное сотрудничество реализовывалось именно в пользу Российской Федерации, это очень важно.
23 голоса(ов) (27%) - Константин ДолговЭксперт
Россия всегда была готова и продолжает оставаться готовой к самому широкому международному сотрудничеству. Те проблемы и задачи, которые стоят в Арктике, требуют серьёзного международного многостороннего взаимодействия — от спасения на море до вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, экологический комплекс проблем и так далее. Это всё, несомненно, в идеале должно побуждать арктические страны к сотрудничеству.
Мы по-прежнему председательствуем в Арктическом совете, и наша программа как раз и была изначально нацелена на стимулирование сотрудничества по всем основным направлениям.
Полный бойкот со стороны западных стран нашего председательства и нашей программы, в основном, происходит под давлением Вашингтона. США этого не скрывают, публично об этом пишут и заявляют в своих директивных документах в сфере безопасности и в заявлениях различных военных и политиков. Они говорят о том, что в Арктике их основная задача, по сути, — это сдерживание России, противодействие, как они говорят, военному присутствию России и вообще, в целом, российским позициям.
Противодействие в Арктике — это основная задача сейчас, как и усиление собственных позиций в регионе. США и НАТО всё более активно планируют свои действия: уже организуются манёвры, всячески наращивается военная инфраструктура в арктической зоне.
Это побуждает нас к тому, чтобы предпринимать адекватные шаги по обеспечению своей безопасности. И такие шаги предпринимаются. Об этом говорили и наш президент, и министр обороны. Несомненно, интересы безопасности страны, граждан, экономических операторов в Арктике мы защитим. Это не только наш доблестный Северный флот, но и весь комплекс мероприятий, инфраструктуры и так далее.
Но наше предпочтение, несомненно — это решение всех вопросов развития арктической зоны через многостороннее сотрудничество. Мы считаем, что здесь определяющую роль должны играть арктические страны. Но одновременно мы готовы к тесному взаимодействию и с другими государствами, такими, как Китай и Индия, которые проявляют большой интерес к развитию Арктики.
Мы готовы к сотрудничеству с ними тоже, абсолютно суверенному, нормальному, равноправному, конструктивному. К сожалению, сегодня такое сотрудничество по вине Запада полностью блокировано. Но мы развиваем свои программы сами, сотрудничаем с теми странами, которые к этому готовы.
Есть государственная программа по развитию Арктики, это вписано и в национальные проекты. Конечно, это и Северный морской путь как важнейшая транспортная артерия XXI века. Есть поручения президента, и мы всё это будем выполнять и выполняем.
С точки зрения безопасности, вся наша активность в Арктике надёжно прикрыта. Мы угрозы никому не создаём, но потенциал, сдерживающий любого агрессора, имеем очень серьёзный. Если кто-то попробует нанести ущерб нашим позициям безопасности в Арктике военным путём, то мало не покажется. Северный флот обладает самым мощным ядерным потенциалом в мире.
И потенциал сдерживания — это не единственный инструмент.
По мере того, как значимость Арктики возрастает, конкуренция, попытки проникнуть в эту зону, выдавить нас оттуда, я считаю, будут только нарастать. В идеале — сотрудничество, а в реальности, к сожалению, идут сигналы нарастания силовой антироссийской линии в этом регионе.
21 голоса(ов) (25%) - Николай ДоронинЭксперт
Я разделяю опасения МИД по росту преднамеренной эскалации в высоких широтах. Арктическая зона России сейчас оказалась в тисках между текущими и «без пяти минут» членами НАТО. На Западе арктической зоны РФ это скандинавские страны, на востоке — США и Канада.
И хотя Арктика всегда была территорией мира, геополитические интересы атлантистов не гнушаются ничем. Мы видим постоянные учения НАТО у границ Мурманской области, увеличилась частота провокационных разведывательных полетов, дошло дело даже до голословных заявлений о юрисдикции США над островом Врангеля. Это всё звенья одной цепи, и мы видим последовательное разрушение принципов Арктического совета от лица его создателей.
Но перспективы мирного сотрудничества всегда есть, просто они будут заключаться в сотрудничестве России с дружественными странами, а также в межэкспертном, а не межгосударственном взаимодействии.
18 голоса(ов) (21%)