- Павел МясоедовЭксперт
Важен контекст ситуации: около полугода назад «Телеграм» ввел свою систему сбора денег за рекламу, и старая модель монетизация блогеров и рекламщиков в «Телеге», что называется, «поехала». До этого блогеры и рекламодатели сами определяли стоимость размещаемого контента, а с введением новой единой системы рекламы многие рекламодатели предпочли пользоваться этим унифицированным инструментом.
В этот момент «Яндекс» увидел возможность для себя. Он никогда не давал особую свободу в части размещения рекламы, ведь реклама – один из основных источников его дохода. До этого момента «Яндекс» не мог конкурировать с «Телегой», где реклама была свободной зоной. В момент появления этого унифицированного инструмента «Телеграма» для рекламного контента, предложил свои рекламные инструменты, чтобы утянуть часть аудитории.
Аудитория, которую таргетирует «Телеграм», зачастую сфокусирована, в «Телеге» есть тематические группы, где сидят пользователи, которые воспринимают только определенный контент. И это удобная почва для рекламодателей, чтобы тратить свои деньги целенаправленно, ища определенного клиента.
У «Яндекса» таких возможностей нет, но одновременно с этим у него шире покрытие и набор рекламных инструментов. И теперь он предлагает расширенный спектр услуг и пытаются увести на свои разные платформы блогеров.
Момент для этого, действительно, своевременный, и шансы на успех у «Яндекса» есть. Вопрос в том, пойдут ли рекламодатели за более широкой, но размазанной аудиторией, или предпочтут пользоваться инструментарием «Телеграма».
2 голоса(ов) (22%) - Герман КлименкоЭксперт
Надо понимать, что эти компании решают разные задачи на данный момент: «Яндекс» тратит средства, заработанные Яндекс.Дзеном на его развитие. Основная задача – не проиграть экосистему.
У «Телеграма» задача принципиально иная – нащупать пути монетизации. При этом у «Яндекса» прекрасно работает монетизация, освоенная в России. «Телеграм» же – единственная, на мой взгляд, компания, которая сегодня является «чистой» системой без приставки «эко». При этом он умудряется побеждать на рынке, к тому же, благодаря последним историям с отключением Facebook, у него очень неплохо идет зарубежное продвижение.
Дуров так и остался бы сам по себе, но ему все же нужны деньги на развитие, поэтому он пытается привлечь рекламодателей, например, вставкой в каналы рекламных блоков, что является не самым удачной идеей.
Говорить о конкуренции «Яндекса» и «Телеги» не приходится. Тот контент, который производит Яндекс.Дзен, на порядок шире, потому что поддерживается трафиком «Яндекса». Конечно, часть контента заимствована из «Телеграма», но далеко не все.
«Яндекс» работает в российском правовом поле, а большинство политических каналов «Телеграма» невозможно адаптировать в легальной юридической юрисдикции России. «Яндекс» делает бизнес, и можно, конечно, сказать о его конкуренции с «Телеграмом», но скорее он борется с «Вконтанте». Поэтому сейчас он будет стимулировать блогеров, чтобы у них установилось взаимодействие с пользователями, важен не просто трафик.
Мы по привычке называем «Телегу» социальной сетью, но это все мессенджер в первую очередь + каналы. У «Яндекса» все продукты хорошо монетизированы, и он борются за расширение аудитории. Яндекс.Дзен зарабатывает порядка 20 млрд рублей в год, и из этой прибыли он выделяет 4 млрд на блогеров. Но даже для таких выплат – это несерьезно, ведь блогеров огромное количество.
«Телеграм» развивается сам по себе. Если бы внутри него не существовало каналов, мы бы в принципе о нем не говорили, как о социальной сети.
Таким образом, компании находятся в разных весовых категориях. «Яндекс» развивает свои продукты. У Павла Дурова задача другая. Это мы используем его продукты как соцсеть, но в целом, «Телеграм» – это просто хороший мессенджер, которого нет у «Яндекса». И конкурировать с ним вряд ли кто-то сможет.
7 голоса(ов) (77%)