- Игорь ЮшковЭксперт
Мы видим, что введенные ограничения довольно мягкие. Обсуждались и гораздо более жесткие ответы на введение потолка цены вплоть до создания единого экспортера российской нефти. В итоге, этот единый экспортер не создан, нет даже запрета на поставку нефти в страны, которые вошли в эту коалицию. Потому что иначе началась бы критика, что они все равно от нас отгородились и ввели эмбарго со своей стороны, так какой смысл имеет запрещать им продавать нефть.
Принято рационально-экономическое решение о том, что компании сами справятся со всеми санкционными ограничениями. Рынок все наладит. Нам со своей стороны только надо запретить непосредственно в контрактах привязываться к потолку цены.
Я думаю, что при создании указа президента был учтен опыт начала 2022 года, когда в конце зимы тоже произошло сокращение экспорта, потому что российская нефть считалась токсичной, и скидка на российскую нефть увеличилась до 30 долларов на каждый баррель. Но уже к весне объем экспорта восстановили на уровне начала года, скидка к 1 декабря, например, сократилась до 18 долларов на баррель. Поэтому решили сделать минимальное вмешательство в рыночные отношения для того, чтобы сами компании восстановились.
20 голоса(ов) (33%) - Сергей ПикинЭксперт
Никакого влияния указ президента Путина на нефтяные цены не окажет. Это политический ответ. И рынок благодарен, что его не стали трогать руками.
Во-первых, потолок цен ввели страны, которые до этого ввели эмбарго на покупку российской нефти. Соответственно, они неофициально покупают нефть, которая перевозится морским транспортом: исключение только Евросоюз и нефтепровод «Дружба», больше ничего нет.
Во-вторых, те страны, которые покупают нефть сейчас, вряд ли будут формально прописывать условия каких-то ограничений, потому что они просто эти ограничения используют как некое неформальное условие для того, чтобы торговаться с трейдерами или нефтяными компаниями России по поводу условий поставки нефти, цены поставки и так далее.
По большому счету, то, что было сделано, это один из вариантов, который рассматривался. Он все-таки несет политическую окраску.
Евросоюз осуществляет политическое давление в виде потолка цен. Что такое политическое заявление? Когда само решение не оказывает влияния на экономику тех, кто это сделал. Допустим, когда они ввели ограничение цен на газ, это было не политическое заявление, это было просто ограничение цен на газ на бирже. Это то, с чем они живут каждый день.
В данном случае это просто политическое решение, потому что они сказали: мы не покупаем российскую нефть, но мы ее ограничиваем в отношении третьих стран. Так же ответили и мы: мы не продаем нефть туда, где в контрактах указано ограничение цены.
Единственный момент, связанный с мониторингом (то, что будет вести Министерство энергетики, чтобы отслеживать, куда дальше нефть уходит), это то, что систему мониторинга надо выстраивать.
На мой взгляд, в этой ситуации явно выражено, что победило Министерство энергетики, потому что там точно не было каких-то сумасшедших идей отказаться поставлять нефть куда бы то ни было. Такие идеи тоже ходили, как и идеи, что мы просто снизим добычу. Зачем? Почему? И как это ухудшит положение тех, кто ввел эти ограничения? Они сделали такое заявление, мы ответили политически. Не стали грязными руками соваться в рыночный механизм, это очень правильно.
22 голоса(ов) (36%) - Станислав МитраховичЭксперт
Я думаю, что в текущей ситуации в том формате, в котором указ президента Путина сформулирован, он, скорее всего, является компромиссным. Такой указ не препятствует напрямую заказу услуг у европейских перевозчиков на транспортировку российской нефти.
Формулировки указа предполагают ограничения для покупателей, чтобы они не прописывали в контракте следование механизму потолка цен на нефть (price cap), а про перевозчиков напрямую не сказано.
Если перевозчик не будет громко трубить во все трубы о том, что он следует price cap, то российское правительство не будет запрещать использование его услуг. В частности, это касается греческих или мальтийских перевозчиков. Это будет делаться в течение нескольких месяцев, пока будет идти переходный период адаптации российских компаний к необходимости использования перевозчиков, которые зарегистрированы в России либо в странах за пределами недружественных юрисдикций: индийские, китайские, ближневосточные перевозчики и прочие.
Россия активно скупала танкеры в последний месяц. Я думаю, что мгновенный переход на эти танкеры невозможен: купили где-то около 100 танкеров, а нужно более чем 200. Поэтому этот указ рассчитан на переходный период.
18 голоса(ов) (30%)