- Александра КудзаговаЭксперт
На мой взгляд, отсутствие непрерывного, междисциплинарного, современного экологического образования - это основная экологическая проблема. Без изменения этой парадигмы мы всегда будем решать насущные проблемы, «бить по хвостам».
Более того, я говорю не просто о накачивании детских голов экологическими знаниями, а именно об умении анализировать, применять, о формировании привычки оценивать экологические последствия своих действий.
Экологические решения сегодня принимают все, а далеко не только экологи. Каждый из нас решает, разделять или не разделять мусор. Директор завода решает, модернизировать ли очистные сооружения. Девелопер строит жилой комплекс на берегу реки, вырубая деревья, изменяя русло реки. Производители товаров до сих пор зачастую не учитывают перерабатываемость материалов, из которых производят товары. Я уже не говорю о чиновниках и законодателях, которые должны уметь прогнозировать экологические последствия на десятилетия вперёд.
А знает ли этот девелопер о будущих наводнениях? И что компенсационные посадки несравнимы с нетронутыми экосистемами по потенциалу климатосбережения?
При этом действующие ФГОСы содержат совершенно правильные цели в части экообразования. Не хватает пока достойных программ и именно повсеместности их внедрения (есть случаи, когда педагоги-энтузиасты реализуют прорывные практики). Да и в ВУЗах курс устойчивого развития, уверена, был бы сейчас куда полезнее, чем высшая математика.
32 голоса(ов) (52%) - Василий ТихоновЭксперт
Состояние экологии в Российской Федерации Минэкомразвития оценивает с точки зрения ущерба, который нанесен и наносится, и ежегодный прирост такого ущерба – 300 млрд рублей в год.
Когда речь заходит об экологии, необходимо понимать, как важно освещение всей эко-проблематики. Нужно проводить мероприятия, показывать, какие программы сейчас разрабатываются, как меры реализуются. А на сегодняшний день это в большинстве своем либо закрытые мероприятия, либо сведения, которые составляют коммерческую или иную тайну. В России нельзя оценить, сколько мы тратим в год на экологические вопросы.
Следовательно, и в прессе вопросы экологического характера также слабо освещаются. Например, в контексте мероприятий, форумов, которые проводятся силами волонтерских движений. Здесь я хочу отметить, что за последние год количество волонтеров возросло, и это очень хорошо. Например, в Уральском федеральном округе экологическое волонтерство развито больше, чем в других регионах России. Но все же основная область действий эко-волонтеров достаточно узкая.
Необходимо масштабировать экологическое воспитание, чтобы оно начиналось буквально с детского сада. Нужно усиливать это воспитание через СМИ, через эко-волонтерство, через создание специализированных школ, где воспитывают не только экологов, но людей, которые осознают место экологии в нашей жизни. Это же будущее нашей страны, будущее нашей планеты. А в СМИ, как правило, подобная информация подается обыденно.
Нужно как можно больше говорить об этом, чтобы складывалось понимание необходимости участия не только в посадке деревьев или уборке территории, но и в осмыслении, что же мы вообще делаем на планете, ради чего живем и что оставим после себя.
29 голоса(ов) (47%)