ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Алексей Фадеев
    Алексей Фадеев
    Эксперт

    Китай действует стратегически, развитие китайского государства ориентировано на весьма долгосрочную перспективу. Доказательством этому служит принятие в ближайшее время 200-летней стратегии развития. Таким образом, эта страна смотрит вперед на несколько столетий.

    Сформировавшись в последнее время как супердержава, Китай стремится присутствовать во многих уголках земного шара, и Арктика не является исключением. На текущий момент Китай себя позиционирует как около-арктическое государство (Near-Arctic State), что закреплено в официальных документах. В этих же документах есть и положения об интересах Китая в Арктике. Прежде всего, это изменение климата, экологические исследования, энергетическая и продовольственная безопасность.

    Что касается экологических исследований, то для данного государства их проведение весьма актуально, поскольку изменение климата в Арктике влияет на климат отдельных регионов Китая, поэтому страна, которая является одним из лидеров по выбросам вредных веществ, не может не задумываться об этом. И таким косвенным путем Китай пытается улучшить ситуацию с защитой окружающей среды в своей стране.

    Что касается энергетической безопасности, то известно, что Арктика таит в себе до 25% всех запасов углеводородов на планете. Но помимо нефти и газа в недрах Арктики очень много редкоземельных металлов, которые используются для производства смартфонов, оборудования ветроэнергетики и других альтернативных источников энергии. Поэтому Китай прямо заинтересован в разработке подобных ресурсов. Принимая во внимание дефицит подобных редкоземельных металлов на собственной территории, Китай предпринимает экспансию в контексте международного сотрудничества с рядом государств, находящихся в Арктике. Например, со штатом Аляска.

    Так, согласно данным за 2017 год, Китай является крупнейшим торговым партнером Аляски. Ежегодно Аляска экспортирует в Китай товары на 1,3 млрд долларов, главным образом морепродукты и природные ресурсы, и услуги на 135 млн долларов. В 2018 году на Китай приходился 21% от общего объема экспорта товаров Аляски.

    Не так давно, Китай активно вел диалог с Гренландией в вопросах создания авиационной инфраструктуры, предлагая построить там аэропорты в обмен на потенциальное право участия в разработке ресурсов. Гренландия имеет огромную территорию - более 2 млн км², на которую приходится всего лишь 56 тысяч жителей. Это отличная ресурсная база для разработки месторождений редкоземельных металлов: урана, церия, иттрия, лантана и неодима. Потребность в этих металлах растет — без них невозможно производство смартфонов, ветряных турбин и электромобилей.

    В 2021 г. Китай вел переговоры с Финляндией о приобретении или аренды одного из аэропортов, не имеющего постоянного трафика и закрепленного за авиаторами-любителями, но получил отказ по причинам безопасности.

    Для Российской Федерации, безусловно, Китай является одним из важнейших стратегических партнеров, с которым налажены традиционно хорошие отношения, а наше сотрудничество может ускорить процесс освоения арктической зоны в целом.

    На текущий момент товары и услуги, которые предлагает Китай, уже используются в освоении Арктики. Так, китайские буровые установки сегодня работают на арктическом шельфе России. При этом Китай предлагает конкурентоспособные и не уступающие по качеству западным товары.

    В силу введенных секторальных ограничений против России, макроэкономическая ситуация сегодня благоволит Китаю. Российские энергетические компании были вынуждены переориентировать свои поставки с Запада на Восток. И, если раньше китайские товары стояли под «вторым» или «третьим» номером в очереди на закупку, то сегодня они все чаще занимает лидирующие позиции. Текущая макроэкономическая ситуация играет им на руку.

    В первом квартале 2021 года Китай прирастил ВВП на 18%. У них есть свободные деньги для инвестиций. И в прошлом году, когда случилась пандемия, и многие страны остались в минусе, Китай вывел экономику в плюс на 2%. Страна обладает широкими возможностями для инвестиций.

    Я убежден, что международное сотрудничество может стать эффективным инструментом для экономического развития России. Важно, чтобы такое сотрудничество было направлено в пользу РФ.

    Есть яркий пример Норвегии, которая за 40 лет сумела встать в один ряд с мировыми лидерами, благодаря как раз международному сотрудничеству. Осуществив допуск иностранных компаний на шельф, Норвегия посредством грамотной государственной политики обязывала работать иностранные компании в интересах самой Норвегии. И если мы сможем использовать огромный потенциал Китая в своих интересах, мы получим существенную выгоду от такого партнера. Принимая во внимания, что у нас достаточно хорошие отношения с ним исторически.

    Китай сотрудничает с Аляской, где самый большой город насчитывает 200 тысяч жителей. В нашем Мурманске живет 300 тысяч человек, то есть на 100 тысяч больше. Плюс следует учесть накопленную инфраструктуру еще с советских времен, кадровый потенциал, огромные предприятия, производственные возможности которых можно использовать не только для нужд оборонно-промышленного комплекса, но и нефтегазового. И если китайская, в хорошем смысле слова, экспансия дополнит существующие возможности России, мы тем самым только ускорим процесс освоения Арктики.

    4 голоса(ов) (36%)
  • Владимир Климанов
    Владимир Климанов
    Эксперт

    Когда около пяти лет назад в Китае была принята арктическая концепция, ее мало кто заметил и расценил всерьез. Тем не менее, эта концепция очень четко структурировала те идеи, которые Китай выражает по отношению к арктическому региону. Буквально первая фраза этой стратегии говорит о том, что Китай является околоарктической страной, хотя мы знаем, что он удален от арктической зоны, и есть другие прямые интересанты в развитии региона - это 8 стран, входящие в Арктический совет.

    Интерес Китая к Арктике не выглядит очевидным, поэтому даже его ледокольный флот вызывает вопросы.

    Мы уже не заметили, как Китай вошел на Шпицберген, пользуясь договором 1920-х годов. Россия, руководствуясь этим же соглашением, производит добычу угля и ведет иную хозяйственную деятельность на норвежском Шпицбергене, но монополии у нас нет.

    Однако же понятно и то, что без сотрудничества с нашей страной, какие-то шаги по внедрению в Арктику Китаю совершить вряд ли удастся. Поскольку без участия России, которая контролирует Северный морской путь, дальнейшие действия внутри региона будь то транзит, связанный с перевозками грузов, будь то исследовательские или хозяйственные миссии, будут просто невозможны.

    Китай вынужден будет искать взаимодействия с нашей страной. Нужно быть готовым к тому, чтобы это осуществлялось в полном соответствии с международным правом. В этом смысле не всегда встречается полное взаимопонимание между нашими странами, потому что российские предложения по признанию части Северного Ледовитого океана шельфовой зоной или статуса Северного морского пути, имеют нюансы трактовки в нашем российском и в международном законодательствах. Пока эти спорные моменты не найдут общепризнанного понимания, диалог будет затруднен.

    Китай делает прямые предложения инвестиционного участия китайских компаний в реализации ряда проектов на территории российской арктической зоны. Мы видели его предложения, связанные с развитием железнодорожного выхода к Северному Ледовитому океану в европейской части страны. Проектов много, и пока окончательного решения с нашей стороны не существует, но предложения китайцев были высказаны прямо.

    Нам нужно иметь более внятную политику, говорящую о наших последовательных действиях в арктической зоне в рамках именно международного сотрудничества. Пока у нас есть расхождения юридического порядка, а также определенного рода претензии, которые предъявляют западные партнеры по отдельным вопросам экологии, обороноспособности и т.д. Поиск решений в этой области крайне необходим.

    В связи с этим председательство России в Арктическом совете в этом году позволит снять острые проблемы. Дальше должна начаться тонкая и долгая настройка новых отношений. Тем более что позиция по отношению к Арктике активно меняется и внутри нашей страны: в 2020 году целый ряд стратегических документов о планировании развития Арктической зоны был принят в России. Вышел отдельный федеральный закон о предпринимательской деятельности. Российское понимание развития Арктики активно закрепляется, но этот процесс пока еще не завершен.

    Основания бояться китайской экспансии, безусловно, тоже есть. Это касается и Дальнего Востока, и других регионов, и, конечно, Арктики. Наша страна находится на этапе демографического сжатия, а в Китае очевидная перенаселенность. Но и переоценивать масштабы опасности экспансии Китая не стоит.

    Да, развитие Китая идет более бурно экономически, чем наше, и он будет занимать все больше места на глобальной карте мирового хозяйства в будущем. Вероятно, что в XXI веке вообще произойдет сдвиг центра экономической силы с Северной Атлантики в северную часть Тихого океана, и роль Китая в целом будет увеличиваться. Но процесс этот естественный и объективный. Поэтому к угрозе «китайской колонизации 5.0» следует отнестись с определенной долей разумного понимания. Нельзя сказать, что уже завтра произойдет что-то подобное. Не первое десятилетие мы слышим о китайской экспансии на Дальний Восток, но, тем не менее, фактов, подтверждающих эту экспансию, пока нет.

    7 голоса(ов) (63%)