- Максим КадаковЭксперт
Россия не готова пересесть на электромобили, потому что пышный рост их продаж происходит из-за максимальной низкой базы сами электрокаров. На всю страну сейчас около 25 тысяч электромобилей, против 46 миллионов легковых автомобилей.
Продажи идут в основном дорогих электромобилей, когда человек покупает очередную машину, и у него уже есть один-два или даже три обычных автомобиля. Электромобиль — ещё одна машина в домохозяйстве.
Либо люди покупают бывшие в употреблении машины, привозя их, в основном, из Японии. Они оказываются более-менее доступными с ещё не умершей батареей.
Новые же обычные электромобили стоят 3—3,5 млн рублей. Это очень дорого для обычного автомобилиста. Основная проблема не в зарядной инфраструктуре, хотя и такая проблема есть. Проблема и не в запасе хода, хотя и этот аспект сохраняется. Главная проблема — это цена.
Специалисты говорят покупателям: электромобиль проще обслуживать, на обслуживании можно сэкономить, не надо менять масло и т.д. Это справедливо, но чтобы сэкономить потом, сейчас нужно купить электромобиль, а он в среднем дороже бензинового автомобиля такого же типа и размера на 30—40, а порой и на 50%!
Иногда у людей нет денег даже на то, чтобы купить себе новую бензиновую машину, они влезают в кредиты. К покупке электромобиля обычный традиционный покупатель, например, мужчина или семья из какого-то небольшого районного городка, конечно, не готов.
Отрасль электрокаров не бесперспективна. Конечно, нужно ее развивать. Нужны и бензиновые машины, и газовые битопливные, и электромобили. Обязательное развитие должно быть у зарядной инфраструктуры. Но согласно последнему плану у нас к 2030 году должно быть 72 000 зарядных станций. К Китае же, например, уже сейчас примерно 2,8 млн зарядных станций. Таково реальное положение вещей.
21 голоса(ов) (50%) - Антон ШапаринЭксперт
Цифры роста продаж электрокаров только кажутся большими. Всё это гомеопатия и к рыночной доле никакого отношения не имеет.
Россия никогда не будет готова к электромобилям. Для этого необходимо было бы направить в инфраструктуру колоссальные ресурсы и деньги, потому что, по большому счёту, инфраструктуры для электрокаров сейчас нет. Быстрые зарядки есть только в Москве, и, кстати говоря, эти зарядки бесплатные. Во всех остальных регионах России ситуация иная. Например, стоимость зарядки электрокара в Питере – 17 руб. за киловатт-час. Это много по стоимости эксплуатации, сравнимо с любой дизельной машиной, а по времени и удобству с дизельной машиной электромобиль не сравнится.
Это история исключительно для пригорода, где ты можешь поставить машину на собственную парковку на собственную зарядку по ночному тарифу для населения, других вариантов нет. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что по всей стране появится сеть, как у Теслы в США. Для этого нужны колоссальные усилия и средства, которых нет, как нет и абсолютной уверенности, что эти деньги надо вкладывать в электрокары.
Ключевая история, которая меня беспокоит с электромобилями это то, как их продают под видом экологически чистых автомобилей, чтобы в будущем нашем детям значит обеспечить нормальную жизнь на планете. Но никакой нормальной жизни в будущем они не обеспечат, потому что человечество не умеет утилизировать их батареи. Нет индустрии по утилизации, причем ее нет нигде в мире.
Одна пальчиковая батарейка убивает 20 кубических метров земли. Но сколько таких пальчиковых батареек в батареи Теслы, например?
Недавно вышла статья Роуэна Аткинсона, которого мы знаем как мистера Бина. Он большой авто-энтузиаст и гонщик, магистр технических наук. В статье он пишет, что долго ездил на электрокарах, но сейчас его беспокоит вопрос, куда после 9 лет использования деть батарею?
Электромобиль преподносят как решение наших экологических проблем, но мы не решаем с его помощью проблемы, а лишь создаём. Ведь и выбросы в атмосферу тоже не уменьшаются, потому что электрокар заряжается от розетки, куда ток поступает от угольной электростанции.
По-настоящему чистой энергией в мире может похвастаться Бразилия, где стоят огромные гидроэлектростанции, Россия и Канада. В Германии доля возобновляемой энергии невелика, там жгут уголь. Жгут газ в Китае, это страна лидер по электромобилям, но в Китае сейчас заложены сейчас и десятки новых угольных электростанций.
Электромобили – это проблема, которую мы оставим будущим поколениям, им придется жить с использованными батареями.
21 голоса(ов) (50%)