- Игорь КоротченкоЭксперт
ОДКБ на примере Казахстана показала себя как эффективный инструмент для предотвращения инспирированных извне попыток осуществления цветных революций и государственных переворотов.
Что удивило и обрадовало – так это оперативность, с которой принимались и реализовывались все решения.
Менее чем за сутки после принятия соответствующего политического решения, контингент ОДКБ начал прибывать на территорию Казахстана, при этом ключевую роль в этой операции играли вооруженные силы России. Не только потому, что они составили костяк миротворческой миссии, но и благодаря тому, что все переброски войск осуществлялись самолетами воздушно-космических сил России. Вводная была внезапной, и все отработали на «отлично».
В целом, сегодня мы видим, что данная операция серьезно укрепила авторитет ОДКБ. В предшествующие годы была слышна критика в адрес организации, отчасти она носила неконструктивный характер, но отчасти диктовалась и экспертными озабоченностями. Успехом в Казахстане ОДКБ продемонстрировал свои возможности.
Другое дело, что возможности эти надо наращивать. Состав миротворческих сил быстрого реагирования необходимо увеличивать, необходимы также и опорные базы, хотя бы на основе той инфраструктуры российского военного присутствия, которое есть в целом ряде стран-членов ОДКБ, в частности, в Таджикистане и Киргизии. Необходимо совершенствовать этот механизм, увеличивать финансирование ОДКБ, численность коллективных сил оперативного реагирования, а также нужно совершенствовать механизм правового и информационного обеспечения деятельности организации.
ОДКБ уже является альтернативой НАТО с точки зрения обеспечения безопасности постсоветского пространства. Но о сопоставимости мощи НАТО и ОДКБ говорить невозможно, поскольку военный бюджет США превышает бюджет всех остальных стран вместе взятых.
Задача ОДКБ прикладная – обеспечение безопасности тех стран, которые являются членами организации, и, возможно, оказание помощи другим странам СНГ, которые могут обратиться за ней в той или иной ситуации. Есть ряд центрально-азиатских республик, которые не являются членами ОДКБ, но могут столкнуться с масштабной террористической угрозой извне.
НАТО своими возможностями, безусловно, превосходит ОДКБ, но не надо создавать некий контрпотенциал. Контрпотенциал уже был в виде Варшавского договора, но он вряд ли подлежит восстановлению.
6 голоса(ов) (54%) - Сергей МихеевЭксперт
ОДКБ не может стать альтернативой НАТО, потому что у Северо-Атлантического альянса совсем другие задачи.
Фактически в открытую при подаче американцев НАТО ставит перед собой задачу военного обеспечения глобального доминирования. Грубо говоря, цели НАТО все более и более расширяются, расширяется и сам блок. На последних сессиях американцы внедрили целый ряд положений, по которым как возможный вызов уже обозначен и Китай.
Альянс сейчас невероятно разбухает, и, судя по всему, США хочет сделать из него действительно глобальный элемент влияния. Они уже неоднократно привлекали НАТО к операциям, которые совсем не входят в зону ответственности Альянса.
ОДКБ имеет совсем другую задачу, гораздо более скромную. Но в рамках этой скромной задачи операция в Казахстане показала:
а) Эффективность, в которую многие не верили. Силы быстрого реагирования сработали очень оперативно, причем не только российский контингент, но и контингент других стран, недаром проходили совместные учения;
б) Боеспособность. Если бы была поставлена боевая задача, ее бы выполнили;
с) Создан прецедент. До этого момента ничего подобного не происходило.
К тому же в Уставе ОДКБ есть соответствующие пункты, которые позволяют использовать совместные силы в случае создания угрозы конституционного строя. То есть с точки зрения легитимности не возникает никаких вопросов к проведенной в Казахстане операции.
В целом, все это в совокупности повышает авторитет организации, а также делает ОДКБ более привлекательной, показывает, что это не просто протокольный союз, а вполне реальный инструмент обеспечения безопасности.
5 голоса(ов) (45%)