ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Юрий Симачев
    Юрий Симачев
    Эксперт

    Действительно, в условиях введенных жестких санкционных ограничений многие компании столкнулись с необходимостью существенного расширения процессов импортозамещения. В этом процессе есть и определенные проблемы, но при этом мы видим, что есть и позитивный эффект, который очень важно использовать.

    В конце 2022 года ВШЭ проводила опрос руководителей предприятий о том, какие позитивные эффекты они увидели в сложившейся ситуации. Из наиболее заметных эффектов можно выделить следующие: найдены перспективные ниши для освоения нового ассортимента продукции; привлечение квалифицированных кадров; выход на новые рынки продукции.

    Примерно каждое пятое предприятие из обрабатывающих отраслей промышленности отметило наличие позитивного влияния западных санкций на свою работу. Наиболее позитивные эффекты заметны в производстве машинооборудования, фармацевтической промышленности, автотранспортных средств. Возникли возможности выхода на те ниши, которые высвободили на российском рынке западные компании. Таким образом, двадцать процентов компаний уже отмечают заметный положительный эффект.

    Перспективы российских брендов, в целом, также выглядят оптимистичными. Особенный успех может ждать отрасли пищевой и легкой промышленности, компании, которые связаны с одеждой и модой. В России есть свои очень неплохие дизайнеры, дизайнерские школы и модные дома.

    То же самое можно сказать и о пищевой промышленности. Развитие агро-промышленного комплекса венчается существенным развитием и расширением разнообразия пищевой промышленности.  

    31 голоса(ов) (25%)
  • Игорь Николаев
    Игорь Николаев
    Эксперт

    Потенциал развития отечественных брендов, безусловно, появился, но вряд ли стоит его переоценивать. Уход западных компаний – это не только освобождающиеся рыночные ниши, но еще и снижение конкуренции, без которой формирование настоящих брендов всегда затруднительно.

    Бренд – это признание качественной продукции, и появление отечественных импортозамещающих компаний, конечно, возможно, но по-настоящему брендовыми им еще только предстоит стать.

    Определенные возможности для этого, уже теперь очевидно, что появились, но сегодня, на первом этапе развития отечественной экономики в санкционных условиях это пока еще вряд ли станет массовым бизнес-явлением. 

    29 голоса(ов) (23%)
  • Алексей Зубец
    Алексей Зубец
    Эксперт

    Если мы зайдем в магазин одежды, то увидим, что российские производители пока предпочитают англо- или итальяноязычные наименования. Но это торговые бренды. Если копнуть глубже, то уже понятно, что российские производственные бренды всё более активно развиваются.

    Недавно Росстат опубликовал статистику прибыльных и убыточных предприятий в нашей стране. Из нее следует, что доля прибыльных компаний в нашей промышленности последнее время стабильно растет. Причем это происходит во всех сферах. Не только в ракетостроении, но и в производстве одежды.

    Отечественные компании активно используют новые возможности после ухода западных брендов. Конечно, никто не отменяет импорт, в частности, китайский. Но наши производители более активны, они агрессивно занимают свой рынок и останавливаться не будут. Если говорить об автопромышленности, то сейчас в значительной мере это производство китайских моделей, но заводы максимально нацелены на локализацию, так что и в этой сфере есть неплохие перспективы.

    В общем, всё происходящее в нашей экономике подтверждает истинность русских поговорок - про мужика, который не перекрестится, пока гром не грянет, и про жареного петуха, который должен клюнуть, чтобы мужик зашевелился. Гром грянул, петух клюнул, мужик зашевелился.

    20 голоса(ов) (16%)
  • Анна Федюнина
    Анна Федюнина
    Эксперт

    Позитивный эффект от ухода иностранных предприятий из России действительно есть, но нужно понимать, что степень эффекта различается как между, так и внутри отраслей.

    ВШЭ проводила опрос о степени адаптации предприятий к новым условиям, согласно которому свыше 60% предприятий в обрабатывающих отраслях предпринимали меры для адаптации. Это существенное число компаний, потому что при кризисе 2008 года, при кризисе 2014 года количество действующих предприятий было ниже. Среди результатов таких мер адаптации, прежде всего, выделяются меры по освоению производства новых продуктов и выход в новые ниши с новым ассортиментом.

    В первую очередь, это касается таких отраслей как фармацевтическая промышленность, которая в целом согласно статистике Росстата оказалась в существенном плюсе с точки зрения выручки по итогам 2022 года. Это касается и части отраслей, связанных с электрооборудованием, производством машин.

    Отрасли выросли не только за счет расширения на внутреннем рынке, но и за счет экспортной активности. По нашим предварительным оценкам, российский несырьевой экспорт по итогам 2022 года даже превысил значения 2021 года. При этом произошло изменение структуры экспорта и переориентация торговых отношений.

    У потребителей зачастую есть впечатление, будто иностранное покупать лучше, моднее и вкуснее. Но в условиях, когда доступ к западным технологиям и продуктам оказался отрезан, потребители активно стали смотреть на товары-аналоги. Из-за этого отмечается существенный бум отечественной легкой промышленности, когда покупатели стали обращать внимание на российских дизайнеров, которые до этого существовали в условиях жесткой конкуренции с западными брендами.

    По ряду направлений как в потребительском, так и в непотребительском секторе в ближайшее время можно ожидать успехи предприятий по освоению новых ниш, рынков стран, которые до недавнего времени занимали небольшую долю в объеме российского экспорта. Это развивающиеся страны, на рынках которых российские товары будут конкурентоспособны. Например, уже сегодня расширяется российский несырьевой экспорт в Турцию и Индию. Пока товарооборот, возможно, не так велик, как нам бы хотелось, но в 2023 году этот объем может практически удвоиться. И это является свидетельством успешности российских предприятий не только внутри страны, но и за рубежом.  

    Однако, к сожалению, сохраняется и зависимость ряда российских предприятий обрабатывающей промышленности от импортного оборудования, агрегатов и станков. И если подобные станки могут продолжать обслуживаться в перспективе следующих 3-5 лет, то сохранятся ли эти средства производства в долгосрочной перспективе износа оборудования? Смогут ли предприятия найти поставщиков и заместить оборудование на то, которое смогут поддерживать в необходимом состоянии? С одной стороны, в отечественной легкой промышленности задействовано свыше 70% импортного оборудования, однако оно практически полностью китайское. С другой стороны, есть ряд отраслей машиностроения, электроники, мебельной промышленности, где доля импортных станков из «недружественных стран» существенно выше.  

    23 голоса(ов) (18%)
  • Олег Николаев
    Олег Николаев
    Эксперт

    Когда президент Путин говорит о колоссальном потенциале российских брендов, безусловно, такой взгляд на вещи оправдан. Достаточно посмотреть на то, как прямо на наших глазах огромную популярность в мире набирает российский бренд ЧВК «Вагнер».

    Президент прав в том, что русские бренды теперь получили свой шанс, но основное их развитие всё же, по моему мнению, будет происходить внутри страны или с выходом на азиатские рынки.

    Россия достаточно успешно преодолевает все вводимые санкции: например, я не вижу, чтобы за год с начала СВО каким-то образом изменились прилавки магазинов. И потенциал у российских брендов, безусловно, широк.

    20 голоса(ов) (16%)