ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Дарья Митина
    Дарья Митина
    Эксперт

    План «Магистраль» был объявлен достаточно давно. Его много обсуждали, но проблема в том, что нарушена система коммуникаций с властью ввиду ситуации с коронавирусом. Общественные слушания как таковые не проводятся уже полтора года, и мэрия очень обрадовалась, что появилась возможность сбросить с себя бремя общения с населением. Раньше такие планы вводились после широкого обсуждения, сейчас этого нет. Проводится лишь онлайн-обсуждение на портале «Активный гражданин», но это чистая профанация.

    Для общественников изменения маршрутов не стали неожиданностью, в отличие от 90% обычных граждан. Общественные деятели же обращались и к депутатам и городской думы, и государственной, и к муниципальным депутатам. По ЦАО, где я проживаю, были обращения и в департамент транспорта, и лично к мэру Собянину. Удалось подключить даже Андрея Картаполова – депутата Госдумы от «Единой России». Парадоксально, но поддержала нас и региональная организация «ЕР», ее местное отделение голосовало против решения депутатов по транспорту. Трудно найти какую-то структуру, которая бы поддержала план «Магистраль».

    Логика, которой руководствовались власти Москвы, совершенно неясна. На первый взгляд, это кажется чистейшим абсурдом – смена номеров электробусов. Например, по Новому Арбату ходит ряд электробусов – 2, 27, 39 и т.д. Сейчас 27 превратился в 7. При мне дедушка залез в такой электробус, понял, что едет не туда, громко ругался, и в итоге должен был возвращаться пешком. Был отменен 25 троллейбусный маршрут, но наши обращения и активность по этому поводу не прошли даром: жителям сделали компенсационный маршрут М3К, хотя он не полностью дублирует тот маршрут, а заканчивается в другом месте.

    Отменены даже многие остановки. Некоторые прямые маршруты просто перестали существовать, и теперь до места нужно ехать с пересадкой, что удваивает стоимость проезда.

    В целом, план «Магистраль» - это слабо объяснимые с точки зрения и логистики, и здравого смысла изменения. Мэрия проговорилась, что введены все эти новшества в целях оптимизации, потому что не хватает около 800 водителей электробусов. Но как может не хватать водителей, если в Москве безработица и за каждое рабочее место люди едва ли ни дерутся? Водитель – это не самая последняя профессия. Маршрутки водят представителей трудовых мигрантов среднеазиатских и кавказских республик, а вот электробусы – нет, то есть существует какая-то сегрегация. Почему бы тогда не привлечь тех же мигрантов? В Москве разговоры про оптимизацию и экономию средств звучат абсурдно, мы не дотационный регион. Поднимите на 20 тысяч зарплату, обеспечьте людей служебными квартирами, ведь жилья строится очень много, и тут же найдется необходимое количество водителей. Зачем же снимать маршруты?

    В связи со всеми этими изменениями необходимо выпустить огромное количество полиграфического материала в разъяснительных целях. Нужны новые карты, новые договоры с «Яндексом» для электронного отображения нововведений, нужны новые вывески и таблички, индикаторы и пр. Это огромная сумма. Так получилась ли желаемая экономия? На мой дилетантский взгляд, это не экономия, а совсем наоборот – т.н. «распил».

    Сегодня появилась информация о том, что оказывается подобные изменения - вовсе не разовая акция, а чуть ли не ежеквартально маршруты будут пересматриваться, будет проводиться аналитика транспортных потоков, изучаться социология, общественная реакция и т.п. А это не только Клондайк по «распилу» бюджета, но еще и шизофрения для людей. Москва в другом финансовом положении. Из-за диспропорции федерального бюджета 80% всех денег крутится в столице, и экономить на такой ерунде с точки зрения московского бюджета – странно. К тому же это совсем не ерунда для пассажиров. Им придется платить двойную стоимость за поездку с пересадкой, и люди будут просто путаться в маршрутах. Я еще не старый человек, но мне уже сложно запомнить М3К, и это только мой район. Кстати, на остановке, где я сегодня была, в распечатанной карте не указан маршрут М3К, т.е. ее либо напечатали, прежде чем мы добились выделения этого маршрута, либо его просто вскоре отменят. Сейчас уже ничему не удивишься.

    Ситуация нервозная. Момент для внедрения таких изменений выбран крайне «удачно»: во-первых, пандемия, из-за чего народ и так не совсем в себе. Сейчас ему придется еще и изучать новые транспортные карты. Да и сезон: одно дело в мае стоять на остановке порядка 20 минут, другое дело в конце ноября, когда уже начались минусовые температуры. Все это совсем не вовремя.

    У меня иногда складывается ощущение, что это даже не глупость, а некая сознательная диверсия для раскачивания ситуации в обществе. Сегодня были опубликованы издевательские данные ВЦИОМ о том, что всего лишь 15% населения страны считают, что их права были каким-то образом ущемлены. Тем не менее, даже у самого терпеливого народа раз в столетие терпение кончается, и во что это выливается, мы хорошо знаем.

    8 голоса(ов) (80%)
  • Кирилл Янков
    Кирилл Янков
    Эксперт

    Введение плана «Магистраль» отчасти оправдано. Во-первых, правильным выглядит распространение магистральных маршрутов на всю Москву. В центре они действуют уже пять лет, но почему-то лишь спустя пять лет началось их распространение на юг. Магистральный маршрут – это маршрут по магистральным улицам, который к тому же пребывает раз в 5 минут, т.е. часто. Такой маршрут обозначает буква «М» в нумерации электробуса. Это правильная система, потому что интервал прибытия в 5 минут на всех маршрутах города обеспечить нельзя, да и не нужно.

    Второе правильное изменение – это распределение экспрессных маршрутов. Сейчас они будут отмечены буквой «Е». Непонятно, правда, почему это нельзя сделать сразу во всем городе, но в целом, идея верная.

    А вот выделение секторов города по нумерации от 1 до 9 по часовой стрелке, чтобы в каждом секторе маршруты имели трехзначные номера, начинающиеся с определенной цифры, – это самое спорное нововведение.

    В южной части города теперь все номера маршрутов получили номера на 8 и 9. Это действие ненужное, пассажирам для ориентации и навигации такая нумерация ничего не дает, им все равно нужно знать конкретный номер маршрута. Получилось упорядочение ради упорядочения.

    Об изменениях маршрутов можно говорить отдельно. Многие маршруты изменены, а то и удалены вовсе. Людям предлагается ездить с пересадками. За этим стоит определенная идеология: раз есть множество маршрутов, который ходят часто, то лучше ехать с пересадкой на маршрутах с интервалом прибытия раз в 5 минут, чем ждать по 30 минут прямой маршрут. Эта идеология имеет право на существование, и если мы с чистого листа в новом городе рисовали бы схему маршрутов, то, наверное, так и нужно было бы сделать. Но москвичи привыкли к прямым маршрутам. К новым номерам привыкнуть можно, а вот к такого рода изменениям – привыкнуть гораздо сложнее. На это люди будут жаловаться. Теоретически подход реорганизаторов правилен, но практически жалоб будет много, и не факт, что город это примет.

    Московская мэрия прислушивается к мнению людей, им важна обратная связь. И та волна негатива в социальных сетях и вне их, которая сейчас началась, может быть услышана. Например, мало было одного маршрута по Покровке и Старой Басманной, и после жалоб жителей и общественников, мэрия предусмотрела короткий маршрут М3К. Это пример того, как наполовину, но просьба жителей была исполнена.

    2 голоса(ов) (20%)