ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Виктор Аксючиц
    Виктор Аксючиц
    Эксперт

    Безусловно, за этим протестом театральных деятелей стоит фундаментальное противостояние, но не культуры и государства, а творческой интеллигенции и власти.

    К тому же еще и играет свою роль конъюнктура.

    Творческая интеллигенция в России, эти праправнуки птенцов гнезда Петрова, в основном, всегда ориентирована на Европу и Запад и составляет определенную оппозицию власти, причем какой бы сама эта власть ни была. Это было и в Российской империи, эта ориентация сильна и сейчас у многих представителей творческой интеллигенции. Они заражены ценностями, которые импортируются с Запада и не понимают, не знают, не в состоянии оценить «традиционные русские ценности».

    Эти люди производят продукт, им нужен читатель и зритель. Им нужно сделать так, чтобы «пипл хавал», чтобы была эротика, секс, разврат, кровь. Поскольку у нас сейчас время бизнес-культуры, на этом зарабатываются деньги куда лучше, чем на классике. Для таких людей установка государства на защиту традиционной культуры – нож по их творческой деятельности.

    Вот эти две доминанты и проявились в заявлении Александра Калягина и других его коллег.

    10 голоса(ов) (83%)
  • Денис Драгунский
    Денис Драгунский
    Эксперт

    Почему протестуют деятели культуры?

    Потому что речь идёт о фактическом введении цензуры; о том, чтобы тихомолком обойти статью 29 Конституции, где прямо сказано «цензура запрещается».

    Есть опасения, что театрами, кино и литературой будут руководить некие «хранители традиционных ценностей». Это, на мой взгляд, абсолютно недопустимо. Кроме того, присутствует какая-то путаница с понятиями. Перечисленные в указе ценности на 90% являются не «традиционными российскими», а, извините, «общечеловеческими». Вообще же «традиционные ценности» - это нечто в принципе иное, это ценности «традиционной» (она же «деревенская») культуры. В противовес ценностям индустриального («городского») общества.

    Настоящие «традиционные ценности» - это патриархат, культ «мужчины как главы семьи», неравноправие женщин, бесправие отдельной личности перед общиной, агрессивное недоверие к инородцам, иноверцам и вообще «чужакам». Ясно, что в наше время всерьёз говорить о благодетельности «традиционных ценностей» не приходится. Так что тут на лицо явная путаница понятий.

    Весь этот список пронизан наивным антизападничеством и столь же наивным лебезением перед властью - но даже не перед Государством как таковым, а перед властью в нынешней, так сказать, редакции.

    Ясно, что ценности гражданственности и служения Отечеству бывают разными в зависимости от политических убеждений. Поэтому - когда мы смотрим на перечень «разрушительных и чуждых идей и ценностей» и видим там «отрицание идеалов служения Отечеству» - правомерен вопрос, о каких именно и о чьих идеалах речь?

    И, конечно, не обошлось без примитивной гомофобии и стилистических ляпов. «Отрицание идеалов позитивного вклада…»

    В общем, этот замечательный документ надо бы поскорее забыть.

    Да, за этим скрывается самое, пожалуй, фундаментальное противостояние: свободы и рабства. Кого-то бесит сама идея свободы, сам вид свободно творящего художника. Хочется заколотить его творчество в колодки указов и распоряжений. О, да, вот эта ненависть к свободе творчества - это и есть самая что ни на есть «традиционная» ценность в ее самом затхлом и агрессивном виде, «а то чё он не как все».

    2 голоса(ов) (16%)