- Борис ПивоварЭксперт
Мы покупаем китайские автомобили, потому что западные бренды ушли с территории России. В данном случае, нет физической возможности купить иностранный бренд. Свято место пусто не бывает, и место это занимает, конечно же, китайский автопром.
Мы покупаем китайские автомобили из-за того, что на данный момент времени это уже не ширпотреб, не то, что считалось условно 20 лет назад некачественной продукцией. Сейчас китайский автопром конкурирует на равных с хорошими европейскими производителями, не говоря уже о том, что по многим параметрам китайские производители лучше, чем американские.
К тому же есть предложение, автомобили в наличии и, конечно, люди пересаживаются на них.
23 голоса(ов) (26%) - Петр ШелищЭксперт
После ухода в прошлом году мировых брендов произведёнными в России автомобилями спрос не обеспечить, и импорт продукции этих брендов возможен только в мелкотоварном «параллельном» режиме. Так что выбора на авторынке практически не осталось: берите, что дают.
Или пересаживайтесь на общественный транспорт, велосипед, самокат и т.п. Что, кстати, полезно для здоровья и экологии.
Но главным трендом этого рынка, думаю, станет бурный рост оборота, в том числе и импорта, подержанных автомобилей, а также сервисов, обеспечивающих возможность их эксплуатации. Это будет похоже на 1990-е годы. Но тогда при всех проблемах было ощущение движения к лучшему, и оно реально происходило. Сейчас это вряд ли повторится.
21 голоса(ов) (23%) - Игорь БерезинЭксперт
Автомобили из недружественных стран, которые занимали около 70% рынка, перестали поставляться в страну. Рынок в прошлом году значительно сократился по сравнению с 2021 годом, но сейчас потихоньку начинает восстанавливаться. Хотя до объёмов 2017-2018 гг. или даже 2021 г. еще очень далеко.
Освободившиеся позиции на рынке заняли китайские производители, которые не только не сократили, но даже немного увеличили поставки. Небольшое увеличение поставок дало значительный прирост по рынку. Теперь уже около 40-50% новых автомобилей — китайские.
АвтоВАЗ также нарастил свою долю на рынке, но не потому, что стал значительно больше выпускать, а потому что рынок значительно сократился.
Китай — крупнейший производитель автомобилей в мире, крупнее, чем США и Европа вместе взятые, он выпускает 25 млн автомобилей в год.
Российский рынок в этом году по умеренному прогнозу вырастет до 750 тысяч штук, по оптимистическому — до миллиона. До февраля 2022 г. объём рынка был около 1,7 млн, в 2007 г. — почти под 3 млн. Но пандемия коронавируса и проблемы с поставками, работой дилерских центров сократили рынок. За прошлый же год рынок сократился более чем в два раза.
24 голоса(ов) (27%) - Максим БезлепкинЭксперт
Восстановление продаж на рынке автомобилей в 2023 году происходит в условиях остановки с 2022 года всех производственных площадок, связанных с автоконцернами из стран G7. При этом спрос на автомобили хоть и просел, но никуда не делся в стране, где эксплуатируется свыше 50 млн только легковых автомобилей и 10 млн грузовых.
Машины каждый день ездят, ломаются, разбиваются, устаревают; требуется замена парка в таксопарках и каршерингах, в корпоративных парках предприятий. Деньги в стране также никуда не делись при всех нюансах рационализации спроса. По-прежнему работает экспортный сектор в сфере полезных ископаемых, сельском хозяйстве, фронтально растут отрасли обрабатывающей промышленности.
Машины новые нужны, частным лицам и корпоративным клиентам, какие-то деньги на них есть, а купить их кроме как в Китае получается особо неоткуда — либо санкции, либо качество не то (Иран), либо везти дорого и долго (Индия, Бразилия). Китай же как крупнейший мировой авторынок за последние годы совершил качественный рывок в дизайне и технике своих автомобилей, наращивал их производство и локализацию. До Китая есть понятная логистика и нет санкций и эмбарго, продолжают функционировать трансграничные платежи в юанях. Понемногу развивается сборка и локализация китайских моделей на мощностях наших предприятий, что упрощает их закупку например для госсектора.
В условиях дефицита спроса в России и при наличии мощностей более чем на 2 млн автомобилей в месяц китайцы смогли легко развернуть поставки 1% объема своего годового производства в РФ да еще и с хорошей премией к цене, т. к. на рынке дефицит предложения. То есть для российского потребителя предложен вполне приемлемый круг моделей по той предельной верхней цене, которую он готов платить, с перспективой последовательного развертывания нормальной сервисной сети китайских брендов, без рисков остаться без запчастей, как произошло с европейскими, американскими, японскими и корейскими брендами.
Такая ситуация, надо полагать, продлится до момента открытия новых производств российских марок с высоким уровнем локализации комплектующих и возврата европейцев, корейцев и японцев — после того, как осядет геополитическая пыль украинского конфликта.
20 голоса(ов) (22%)